Моя знакомая начала бизнес с 20 евро и блога в Живом Журнале (livejournal.com). Она купила аукционный лот на Ebay, и распродала его по частям. Потом это выросло в успешный и постоянный бизнес. Это было бы странно еще десять лет назад, да и сейчас вызывает восхищение. Когда я на тренинге по стартапам рассказывал историю ее успеха, выяснилось, что треть аудитории знало ее в лицо и являлись ее лояльными покупателями. Как же получилось, что, не потратив практически ни цента на рекламу, ее личный бизнес получил такую известность? Все очень просто: она любит то, чем занимается и заражает своим энтузиазмом покупателей. Она торгует приятными мелочами – аксессуарами, и является законодательницей мод, фактически – формирует вкусы. Оказалось, что ее вкус в подборе вещей – это то локальное преимущество, которое особенно ярко засияло в эпоху развития интернета.
Маркетинг в виде вируса
Этот пример показывает, насколько бизнес сегодняшнего дня отличается от бизнеса традиционного. У моей знакомой нет офиса, нет склада и нет маркетингового бюджета. Но есть чувство вкуса, умение писать тексты и харизма. Оказывается, для современного бизнеса этого достаточно. У нее даже сайта нет, есть только блог. Да и вообще, можно сказать, что эпоха сайтов для мелкого бизнеса миновала. Кто же ее сотрудники? Ее сотрудники – это ее посетители, те люди, которые пишут отзывы на ее товары, которые восторгаются тем, что она делает и бесплатно рекламируют любимый журнал-магазин.
Заставь пользователей рекламировать свои товары, это и называется «вирусный маркетинг». Для этого рекламирование товара должно повышать статус пользователя. Это легко для стильных товаров, поскольку стиль повышает статус. Восхищаться стильными вещами – это и есть часть игры в моду.
Заставь пользователей помнить о тебе. Наличие вместо сайта блога подразумевает, что у блога есть подписчики. Фактически блог – это газета. У многих ли реальных бизнесов есть своя газета? Да почти ни у кого, а у моей знакомой, чья фирма состоит из одного человека, эта газета есть. И она бесплатная как для подписчиков, так и для самого предпринимателя. Обитатели Сети за чашкой кофе могут среди заметок своих друзей узнать и о ваших товарах – лишь бы те нравились вашим пользователям.
Работа без офиса
Разумеется, моя знакомая работает без офиса, потому что арендовать его – лишние затраты, а зачем они, если лишние? Ее офис – распределенный: переговоры она ведет в кафе, тематические встречи со своими потребителями – в арендуемых помещениях. Это позволяет ей всегда арендовать оптимальное по размерам и расположению помещение. К тому же продажа на встречах потребителей формирует новые социальные связи: пользователи дружат друг с другом и покупают совместно.
Маленький, но социальный бизнес
Бизнес стал социальным не потому, что основная рекламная информация о нем, распространяется (часто безвозмездно) через социальные сети. Бизнес стал социальным потому, что маленький покупатель (по аналогии с маленьким украинцем) научился влиять на производителя товаров. Потребителей начали слушать, потребитель стал частью бизнеса, поскольку он не только покупает, но своим отношением продвигает товар.
А что дальше?
Низкий старт и малые издержки сейчас, при этом оборот ежемесячно растет. А как бизнес может развиваться дальше?
Сценарий «А»: спроектировать сайт, рекламировать бренд и стать большим.
Сценарий «Б»: оставаться маленьким и поворотливым, быстро менять ассортимент товаров, ориентируясь на пожелания пользователей. Можно даже начать с пользователями совместные бизнесы, это сейчас модно.
Сценарий «В»: дорасти до реального офлайнового (а так называют магазины на улицах) салона модных вещей и через Интернет-популярность захватывать реальный мир. Этот вариант очень популярен на Западе, где наблюдается возрождение малых, домашних фирм – частных лавок – благодаря рекламированию их через Интернет.
Что же с бизнесом в целом?
Бизнес становится моложе, через Интернет часто зарабатывают даже школьники.
Он становится ближе к людям, что людям не может не нравиться.
Он учится слушать (людей, которые его любят и критикуют) и созидать вместе со своим потребителем.
Мне кажется, все это делает лучше и бизнес, и Интернет. Хочется верить, что и нашу жизнь тоже.