В минувшую среду, 19 сентября, мне пришлось отложить на полтора часа работу над очередным номером «Денег» и потратить это время на общение с авторами и противниками «закона Журавского». Краткое содержание предыдущих серий: в 2001 году, во времена позднего Кучмы, Украина, избавляясь от совкового наследия, вывела клевету из числа уголовных преступлений. Что абсолютно никому не мешало защищать свои честь и достоинство в судах в течение последних 11 лет.
И вот – свежие новости – депутат-регионал Журавский протолкнул в Раду законопроект о введении уголовной ответственности за так называемую клевету. Документ вынесли на слушание «внезапно» и бодро проголосовали в первом чтении карточками регионалов, коммунистов и народнопартийцев.
«Проголосовали карточками» – это не случайно. Уточняю: уже несколько депутатов-регионалов, чьи карточки сказали законопроекту «да», публично законопроект осудили. Раздвоение сознания? Нет. Просто так там голосуют – за себя и за своих товарищей по фракции.
«Так называемая клевета» – это тоже не фигура речи, а вполне точное определение. Дело в том, что статья, предложенная Журавским, состоит сплошь из оценочных суждений. Кроме сроков отсидки и сумм штрафов, конечно, тут все предельно конкретно. То есть все отдано на рассуждение судьи – клевета или не клевета, умысел или нет его, были тяжелые последствия (от этого всегда зависит строгость наказания) или просто истерика пойманного на горячем высокопоставленного вора.
На той же встрече 19 сентября представитель Президента в Раде, депутат-регионал Юрий Мирошниченко «закон о клевете» жестко раскритиковал. Вряд ли он при этом действовал абсолютно самостоятельно – и принадлежность к фракции, и должность обязывают его сверять свои заявления с определенными ориентирами. Это внушает надежды, что игры вокруг «закона Журавского» закончатся блистательным появлением Гаранта на белом коне и низвержением мерзкого документа в геенну огненную.
А тем временем напомню, что дело тут не в свободе слова для СМИ – введение уголовного преследования «за клевету» даст любому районному начальничку конкретный кляп, чтобы заткнуть рот каждому, кто начнет критиковать воровство, взятки или что-то иное. И верно – «клевета» ведь. Я уж не говорю о властях рангом повыше.
Искренне Ваш, Александр Крамаренко, главред «Денег»