В марте ожидается выход в свет Forbes в Испании. Во второй половине 2012 года стартовали издания в Бразилии и Вьетнаме. Эта серия запусков Forbes на новых рынках – реакция на состоявшееся восстановление роста мировой экономики или запуск в ожидании того, что экономика вот-вот начнет расти?
Я думаю – это сочетание обоих факторов. Да, есть ощущение, что ситуация в мировой экономике улучшается. Кстати, это скажется и на украинской экономике.
В Украине Forbes вышел раньше, чем в одном из четырех членов клуба BRIC – в Бразилии. Это отражает перспективы украинской экономики, амбициозность украинских партнеров Forbes или что-то еще?
У Forbes есть желание присутствовать на всех рынках. Когда мы принимаем решение – выходить на тот или иной локальный рынок или нет, то основным критерием является наличие или отсутствие здесь сильного местного партнера. Как в случае в Украине с Борисом Ложкиным. К примеру, в 2010 году в Украине экономическая ситуация была довольно тяжелая, но, тем не менее, мы решили, что Forbes* будет тут работать.
И вот по итогам 2012 года всё отлично – у проекта прекрасные показатели. Украинский Forbes входит в первую пятерку в мире по результатам деятельности за 2012 год среди лицензионных изданий под брендом Forbes.
Мы намерены активно присутствовать на украинском рынке. Скоро надеемся запустить Forbes TV. Считаем, что рынок готов к этому. Корпорация Forbes планирует и другие инициативы для поддержки и развития бренда Forbes на украинском рынке. Мы хотели бы развивать направления образования, финансовых услуг и торговли недвижимостью под брендом Forbes.
Что касается Бразилии – Forbes, конечно, хотел присутствовать там, это очень интересный рынок. И благодаря Бразилии журнал теперь присутствует во всех странах BRIC, это было очень важно со всех точек зрения.
Вы уделяете большое внимание новым проектам и новым рынкам – что можете сказать об украинском Forbes? Он в чем-то особенный? С какими изданиями семьи Forbes он схож более всего? В чем?
Общее – это используемые по всему миру технологии построения рейтингов Forbes. Мы всегда просим наши издания сотрудничать, пользоваться контентом друг друга, это – наша сильная сторона. Естественно, локальные партнеры общаются между собой, перенимают опыт – это тоже преимущество. А особенность украинского Forbes в том, что тут велика доля локального контента, она существеннее, чем в большинстве других наших локальных изданий. Фокусировка на локальном контенте позволяет лучше показывать внутреннюю ситуацию в экономике, это интересно местным читателям.
Как Forbes в своем контенте реагирует на кризис в мировой экономике? В какую сторону смещается в такие времена интерес читателей? Что особенно важное они для себя находят в журнале?
Состояние кризиса – это не новость для журнала Forbes, потому что он работал во время двух мировых войн, Великой депрессии, трагедии 11 сентября. Когда случается кризис, Forbes пытается говорить о решении насущных проблем читателей, о тех идеях, которые позволяют использовать сложившуюся ситуацию в свою пользу, а также о том, каким образом восстановить свой бизнес.
Forbes – толстый, приятный на ощупь журнал. Каким он будет через 3–5–8 лет? Уйдет в онлайн? Станет мультимедийным? Превратится в площадку для прямых личных коммуникаций? Каким Вы его видите?
Мы стараемся не зависеть от платформы. Если наши читатели хотят печатную версию, будет печатная, если онлайн – будет он, если желают потреблять контент с помощью мобильных приложений, мы будем предоставлять и это. Главное, чтобы наш читатель получал информацию в том виде, в котором ему удобно. Личные коммуникации – это тоже одно из направлений нашего развития. К примеру, мы каждый год проводим форум СЕО: в прошлом году он прошел в Дубаи. Мы видим потребность в проведении таких событий, где лидеры получают возможность общаться.