Месяц назад, когда я находился в Киеве, с моей платежной карты было осуществлено три мошеннических снятия денег в Азии. В какой срок мне должны вернуть украденные средства (уже прошел месяц), и как быть, если банк откажется их возвращать? Михаил, Киев

«В случае, если банк отказывает клиенту в возмещении сумм, снятых с карточки без его ведома, со ссылкой на решение платежной системы или без таковой, клиенту банка приходится обращаться в суд с соответствующими исками к банку, а если с карты получены деньги кредита банка, то в суд обращается уже банк.  Изначально отметим, что на сегодняшний день в Украине нет сложившегося однозначного применения в судах законодательства, регулирующего возврат денежных средств, которые были незаконно сняты в банкомате в другой стране.

Очень важным для понимания позиции судебных органов при рассмотрении дел о возврате средств, снятых в других странах без ведома собственника карты, является решение Верховного Суда Украины от 14 ноября 2012 года по иску ПАО «Златобанк» к физическому лицу о взыскании задолженности по договору овердрафта. Причиной обращения банка в суд явилось снятие в банкомате в Германии с карты клиента банка, находившегося в Украине, суммы, эквивалентной почти 90 тысячам гривен, причем, эти деньги не принадлежали клиенту, а являлись овердрафтом.

Из указанного решения Верховного Суда можно сделать следующие выводы. При рассмотрении дела в суде важное значение имеет содержание договора, заключенного между банком и клиентом, и доказательства его тщательного соблюдения сторонами. Если снятые средства являются овердрафтом, то суды однозначно становятся на сторону банка. В этом случае должником является клиент банка, и на него возлагается бремя доказывания отсутствия вины. В случае, когда снятые со счета деньги принадлежат клиенту, доказывание отсутствия вины возлагается на банк, и поэтому у клиента больше возможностей выиграть дело», – Андрей Никоненко, юрист адвокатской конторы «Коннов и Созановский».

 От редакции

Обычно первичное рассмотрение заявления длится около двух месяцев. И в большинстве случаев заканчивается отказом в выплате. В случае отказа банка, держатель карточки может подать апелляцию. По апелляции должно быть принято решение о возмещении – если обстоятельства указывают на явную невиновность клиента.