В связи с шумным евроскандалом мне почему-то вспомнились события 22-летней давности. Да, я имею в виду тот самый год, когда Украина получила независимость. Слово «получила» здесь очень к месту. Украина, как ни прискорбно для нашего гонору, ту самую независимость не завоевала, не вырвала из рук врага, даже не вытребовала на референдуме.

Она независимость просто получила. Как получает конфету балованный ребенок от внучатой тети. В Москве произошел путч. Одна элита сумела разгромить вторую элиту. Киев сонно дожидался – чем кончится. Когда кончилось, коммунистическая Верховная Рада проголосовала за сохранение status quo лично для себя – пусть ей для того и пришлось провозгласить независимость Украины.

Сейчас ситуация вокруг соглашения об ассоциации с ЕС до жути напоминает ту самую историю. Судите сами: местные политические элиты все никак не наберутся силы четко заявить о своих евроамбициях. Разговоры по зомби-ящику в ТВ-ток-шоу я заявлением или реальным поступком не считаю. У политиков есть только два способа заявлять об амбициях: либо принимать (менять) законы, либо принимать и реализовывать конкретные решения. Ни того, ни другого не наблюдается последние недель пять.

Правящей власти страшно делать решительные шаги. Оппозиции страшно допустить, чтобы действующая власть увенчала себя лаврами евроинтеграторов в предвыборный год.

Над этим почти драматическим театром – а скорее кукольным – задумчиво склонилась компания опытных кукловодов. Разбившись на клубы по интересам, те кукловоды когда откровенно мешают друг другу, а когда и играют в четыре руки. Порой это у них точно случается не от большого ума. А порой складывается впечатление, что аргументами кукловоды перебрасываются над головой Украины вполне себе согласованно.

Что могу сказать. В Европе есть минимум две страны с действительно самостоятельной политикой, которые реально лоббируют втягивание Украины в евроорбиты. И еще есть Вашингтон, которому Украина на орбите ЕС нравится, а в орбитах Таможенного союза – навряд ли.

Вот из рук этой теплой компании Киев и получит нежданную конфету – договор об ассоциации. В ноябре ли? А какая разница? Получит, когда дадут. И вот незадача-то! Опять «получит», а не отвоюет.

Главные дивиденды от  ассоциации с ЕС и зоны свободной торговли появятся минимум через 3-4 года. А финансировать предвыборный популизм приходится прямо сейчас. И причем тут Тимошенко?