В экономическом смысле Украина принадлежит к категории так называемых малых открытых экономик. Это значит, что мы достаточно интегрированы в мировую экономику, чтобы ощущать на себе влияние глобальных процессов, но ситуация внутри страны не может влиять на мировую экономику, потому что размер национальной невелик. Однако в украинской практике термин обрастает еще и дополнительным смыслом: наша экономика является фактически беззащитной перед колебаниями мирового экономического цикла – у них насморк, у нас грипп. Причем, в обратную сторону этот не работает: для того чтобы до нас добрались проявления экономического бума, мировая экономика должна пребывать в состоянии эйфории, обычного роста будет недостаточно.
На данном этапе причина такой беззащитности кроется, в первую очередь, в особенностях действия режима фиксированного валютного курса. Например, именно из-за него реальные процентные ставки в Украине поднялись до двузначных уровней, что в итоге и добило нашу экономику. Вся же цепочка выглядела так:
1) начало замедления темпов роста стран с развивающейся экономикой в середине 2011 года;
2) снижение спроса на сырьевые товары на международных рынках;
3) снижение украинского экспорта и замедление темпов экономического роста;
4) рост давления на гривну из-за увеличения дефицита внешней торговли;
5) рост процентных ставок по кредитам в результате действий НБУ по удержанию курса.
Итак, в цепочке «у них насморк, у нас грипп», «насморк» – это замедление темпов роста развивающихся стран. Поэтому когда мы задаемся вопросом о том, какой будет внешняя конъюнктура в 2014 году, мы должны спрашивать так: что будет со странами группы Emerging Markets? Ответ предопределит, сможет ли украинская экономика, наконец, выйти из состояния рецессии. Если темпы роста этой группы стран, а вместе с ними и спрос на сырьевые товары, стабилизируются, украинская экономика при прочих равных сможет выйти на ожидаемые 1–2% роста ВВП. В противном случае повторится ситуация второго полугодия 2013 года: бизнес и экономисты будут ждать начала восстановления экономики, но его вновь не последует.
Ответа на поставленный вопрос у меня нет, зато есть подсказка. Если в первом квартале 2014-го индексы деловой активности в промышленности (т. н. индексы PMI) для стран BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай) не опустятся ниже отметки 50, а МВФ в своем апрельском World Economic Outlook не станет в очередной раз пересматривать прогнозы роста развивающихся стран в сторону ухудшения – это должно означать, что впервые за более чем два года внешняя конъюнктура для украинской экономики перестанет быть негативной. В этом случае темп роста ВВП Украины уже в большей степени будет предопределяться внутренними факторами – в основном, скоростью снижения уровня реальных процентных ставок и, как следствие, темпами роста кредитования реального сектора.