Наверное, оптимистом быть нынче неприлично. Но мне на приличия наплевать. Сейчас на кону очень серьезные ставки. Украина решает, какой будет ее судьба лет на 20 вперед. Выбор, на самом деле, невелик. И ситуация обнадеживающая. А, как ни странно, поможет нам в этом не самое лучшее состояние внешних финансовых рынков.

Случись нынешний политический кризис лет семь назад, когда мир был наполнен дешевыми деньгами, а инвесторы метались, не зная, куда и сколько вложить, то все было бы по-другому. Действующая власть профинансировала бы дырявый госбюджет, недорого купила бы голоса социальных иждивенцев – бюджетников, полунищих пенсионеров и т. д. И получила бы мандат доверия еще на много лет вперед.

Сейчас за воротами Украины ветрено и малоденежно. Репутация у страны как у заемщика – не фонтан (что б ни говорили о международных рейтинговых агентствах, а они свое дело знают крепко). Поэтому выход у властей только один – налоговая, бюджетная и судебная реформы, а также отказ от растаскивания бюджета по частным карманам и, конечно, стимулирование малого и среднего бизнеса. Ничего иного просто не остается. Ни на что иное тупо нет денег – ни в Украине, ни за ее пределами. Россия? В Москве нравы украинских политиков изучили до донца. И финансировать станут только при условии жесткого внешнего управления. МВФ и ЕС? Они финансировать станут только при условии проведения перечисленных чуть раньше реформ.

Для действующей власти такой выбор – страшнее тюрьмы и сумы вместе взятых. Ну не привыкла в Украине власть к самоограничениям. Поэтому ее крутит, крючит и колбасит. В конечном итоге крупный капитал с одной стороны и гражданское общество с другой принудят власть к тому, чтобы начать реформировать страну. Через самоограничение, отказ от автократии, через большую экономическую и политическую свободу.

С гражданским обществом все понятно – оно всегда было за личные, экономические и прочие свободы. Но каким ветром в ту же лодку занесло крупный украинский бизнес? А очень просто: у него практически не осталось выбора. У него нет возможности растаскивать природные богатства, как то могут себе позволить нефтегазовые империи. Бюджет? Так чтоб его разворовывать, бюджет должны наполнять малый-средний бизнес и крепкий средний класс. Вывод? Крупному бизнесу придется поливать и растить малый-средний бизнес и средний класс. Чтобы те росли и могли играть, уж простите за цинизм, роль кормовой базы для чиновников и для него самого – для крупного бизнеса.

Я верю в реформы только потому, что знаю о наличии инстинктов самосохранения у последнего чинуши и у первых капитанов бизнеса. Других причин нет. Но вот этих – более чем достаточно.