На Всемирном экономическом форуме в Давосе много говорили о том, что, вот, после недавнего всеобщего мирового финансового кризиса случилось так, что локомотивами мировой экономики неожиданно оказались «старые» игроки – США да Европа. Еще недавно говорили об «азиатских тиграх», о новых центрах роста BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай). А нынче – нет, «старые деньги» правят бал.
Почему? Ведь в «новых» экономиках и труд дешевле, и природных ресурсов обычно больше, да и пустых ниш на рынках – тоже. Ответ прост: в «старых» экономиках меньше шансов потерять. Поэтому испуганные недавним мировым финансовым кризисом инвесторы сейчас охотнее вкладываются в «старые» экономики. Отчего «старые» снова начали расти.
Выходит, «сверхстабильность» – и есть сверхценность для экономики, для бизнеса, для обычных людей? Вовсе нет. Стабильность можно найти на конвейере автозавода – там каждую минуту рождается автомобиль, например. А можно найти ее на заброшенном поле – там каждый год вырастает один и тот же бурьян.
Стабильность в развитых экономиках подпирается антикоррупционными механизмами, скрупулезной защитой интересов частного собственника, жесткими карами за попытки рейдерства или манипулирования фондовым рынком. Случаются ли проколы? Конечно, и недавний ипотечный кризис в США – из их числа. Но! Именно Америка и стала первой экономикой, которая вновь начала расти. Ну, механизмы защиты частных интересов от государства там выстроены на совесть, они работают в долгосрочной перспективе очень и очень хорошо.
Нынешний украинский бунт против действующей власти – он имеет глубоко экономические корни. Наемные работники возражают против того, что собираемые с них налоги разворовываются, только попав в госбюджет. И еще против того, что государство обходится слишком дорого, если учесть объем благ и услуг, получаемых ими от государства в обмен на уплаченные налоги.
Малый и средний бизнес сатанеет от того, что его обкладывают не только растущими официальными налогами, но и разнообразными поборами. Ну и еще от того, что к предпринимателям нередко приходят «инвесторы в штатском», которые без стеснения предлагают «взять их в долю».
Крупный и особо крупный бизнес трясет от того же, что и малый со средним, только в особо крупных размерах.
В результате – нулевой по итогам 2013 года экономический рост на фоне начавшегося восстановления мировой экономики. И перспектива минуса по итогам нынешнего года. В Украине нет моря нефти и океана газа, так что государству рано или поздно придется договариваться с налогоплательщиками.
В условиях экономического кризиса выход один – дать гражданам и в частности бизнесу максимальную свободу действий