У любого стартапа должна быть инновация, так как без нее бизнес – это просто бизнес. Безусловно, он приносит стабильную прибыль и относительно надежен, устойчив к вызовам. В то же время инновационная составляющая делает стартап высокомаржинальным, прибыльным, хотя и привносит больше риска. Поэтому, если хотите заработать больше других, то и рисковать придется существеннее. Это закон.
Кроме того, инновация – это компетенция, поэтому стартапер должен разбираться в своем рынке лучше других. Это необходимо, чтобы выгодно заинтересовать своей идеей тех, кто в ней нуждается. Именно так осенью 2012 года украинский стартап Viewdle продал технологию распознавания лиц, разработанную в коридорах Киевского института кибернетики, мировому гиганту – компании Google. Но помимо идеи, прототипа, нужна еще и энергичная, увлеченная команда, которая является одним из залогов успешного привлечения инвестора.
Причем, есть ли у вас при этом «стол и стул» – совершенно неважно. Многие стартаперы не имели ничего за душой. Например, издательство «Манн-Иванов-Фербер» работает исключительно на энтузиазме трех маркетологов-практиков, которые сами пишут и выпускают книги. Поэтому стартап – это не «столы и стулья», это энергия, увлеченность и риски. А тот, кто умеет оценить эти риски, имеет хорошие шансы построить успешный бизнес.
Но выйти на чужой рынок не так просто. Например, придумали идеальный зажим для бумажных денег, а все ходят с кредитными карточками. Ваш стартап позволяет экономить на мобильном Интернете? Но все уже давно пользуются 4G. Однако не стоит забывать, что начинатель бизнеса, идеолог проекта – он уже носитель новых технологий.
И если даже стартап не способен прижиться здесь, он вполне может оказаться востребованным в другой стране или регионе. Главное, чтобы идея была масштабируемой и решала глобальные задачи. Вообще, у каждого стартапера есть некие ключевые «точки», которые помогают или препятствуют его пути к успеху. Стартап должен оставаться максимально гибким. Он похож на змею, которая пролезет куда угодно.
Обычный же бизнес – он словно рыба-шар, которая надулась в своей важности, стала неповоротливой и не может пробраться в узкую нишу. Многие стартапы губит бюрократия. Чаще бюрократия инвестора, который насаждает жесткие правила, мотивируя свои действия тем, что он дает деньги. Еще одна ошибка – отказываться от мечты, соглашаться на что-то более приземленное и якобы «мудреть». Увы, это не мудрость, а простое разочарование. Молодой бизнес подобен самолету: если разогнаться не в полную силу, а лишь наполовину – он упадет и разобьется.
Вообще, стартаперы – очень странные люди. Каждый из них настолько заточен под свой проект, увлечен им, что никто другой не может его обскакать. Ведь мог ли кто-то сделать лампочку кроме Эдисона? Или сконструировать трансформатор кроме Теслы? Либо создать компьютер кроме Возняка? При ближайшем рассмотрении создатель стартапов – это человек, рожденный с сочетанием нужных качеств для конкретной инновации, отдельно взятой идеи. И это сильно отличает его от тех людей, которые могут делать что угодно, от людей условно универсальных.
Поэтому личностные качества стартапера должны быть тоже уникальны, равно как и созданный им проект, реализованная идея. Идеальный предприниматель – человек гибкий, умеющий идти до конца. Это тот, кто не боится верить в свою мечту больше, чем в нее верят инвесторы, любит свое дело и разбирается в нем более чем полностью. Обычно это человек «инди-стайла», неформал, владеющий огромным багажом знаний. А такими качествами обладают очень немногие.