Очередной компромиссный вариант концепции под названием «Налоговая система здравого смысла» был представлен 21 августа на очередном обсуждении, в котором приняли участие как чиновники, так и представители инициативных групп. О предыдущей концепции налоговой реформы – ее презентовал Кабинет министров 6 августа – «Деньги» уже писали в номере от 14 августа 2014 года (№ 15 (281)). Что нового?
Творцы новой версии апеллируют к к принципам налогообложения Адама Смита: справедливость (равномерная налоговая нагрузка пропорционально доходам граждан), определенность (сумма и время платежа должны быть известны плательщику заранее), удобство взимания и постоянное сокращение издержек на администрирование налогов. Естественно, сейчас эти принципы почти не соблюдаются.
Разработчики новой концепции поддерживают озвученную еще премьером Арсением Яценюком инициативу по сокращению количества налогов. Причем не до 9, а возможно, и до 7. Еще один важный шаг – отказ от двойного налогообложения. Этому в концепции уделено больше всего внимания.
Первый вариант – ликвидация НДС. Существование именно этого налога приводит к двойному, а иногда и тройному налогообложению всех доходов. Второй вариант, на котором настаивают реформаторы, почти полное упразднение налогов на прибыль предприятий и доходы физлиц. В итоге работающие украинцы вместо удержания 15–17% НДФЛ с зарплаты плюс 20% НДС получают единую ставку НДС, которая вырастет до 22–28%.
При этом концепция предлагает упразднить льготы по НДС предприятиям, которые фактически выполняют роль налоговых агентов. И переадресовать эти льготы конечным потребителям. Также разработчики предполагают, что именно НДС будет стимулировать легализацию теневых доходов, сумма которых оценивается в 47% ВВП (684 млрд. грн.). В итоге благодаря притоку денег в экономике со временем ставку НДС можно снизить до 15%.
Упростится и администрирование: реформаторы объясняют, что для взимания косвенных налогов не придется вести досье на каждого налогоплательщика. Нужно будет лишь контролировать объемы оборота.
Налог на прибыль предлагают оставить для экспортеров, а для плательщиков НДС использовать «эстонскую модель»: пока прибыль уходит в бизнес, налог с нее не платится. НДФЛ не должен затрагивать 90% населения, для этого предложили повышать минимальную сумму, с которой взимается налог. Ставку единого соцвзноса (ЕСВ) необходимо существенно снизить, в том числе сместить базу налогообложения с зарплаты на основные фонды. Для производителей АПК – сохранение единого сельхозналога. Новшество – внедрение так называемого налога Тобина в размере 1% от суммы любых конверсионных операций с валютой. Это, по мысли авторов, должно ликвидировать спекуляции с валютой и устранить отток ее из Украины. Но этого эффекта ждать не стоит: уже сейчас роль такого налога играет сбор в ПФУ (0,5% с операции). Толку никакого.
Суть предложения | Комментарий «Денег» |
Сокращение количества налогов более чем вполовину | Важно, чтобы сокращение было не номинальным (путем слияния налогов в один), а фактическим |
Вариант А: с ликвидацией НДС | Полная отмена вряд ли возможна ввиду большого удельного веса поступлений от НДС в бюджете |
Вариант В: с отказом от налога на прибыль и НДФЛ, но компенсация повышенной ставкой НДС | Только при условии жесткого администрирования, «очищения» от фиктивного возмещения НДС, а также внедрения НДС-счетов, льгот для конечных плательщиков и ликвидации налоговых накладных |
Повышение планки НДФЛ, в результате чего налог охватит не более 10% населения | Без выведения зарплат из тени не будет иметь смысла |
Существенное снижение ставки ЕСВ | Однозначно позитивно, но потребуются компенсаторы, чтобы сдемпфировать временное снижение поступлений в ПФУ и соцфонды. Нужен аудит этих фондов |
Внедрение налога Тобина – 1 % с валютообменных операций | Его эффект сомнителен. Об этом говорит украинских опыт |
Сохранение единого сельхозналога | Целесообразно |
Сохранение акцизов и пошлин | Их уровень и область применения должны быть экономически разумными, а не как сейчас. |