Несмотря на откат 3 октября к уровню около 93,6 доллара за баррель, котировки остаются на двухгодичных минимумах. Из минувших пяти недель снижением заканчивалось четыре. Это впечатляет после 115 долларов за баррель, имевших место в июне 2014-го. Аналитики Goldman Sachs не прогнозируют восстановление цен на нефть в 2015 году из-за неопределенности относительно мирового спроса и прогнозов добычи ОПЕК, однако сохранил прогноз средней цены на уровне 100 долл./баррель. И, судя по последним событиям, до конца 2014 года котировки останутся на нынешних уровнях или ниже.

На подъем нефтяных цен работают рост рисков в Ираке и Сирии, а также напряженность в связи с так называемым исламским государством, захватившим немалые территории в этом регионе. Тем более что Турция 2 октября приняла решение об участии в военной операции против «исламского государства». Также цены могут быть поддержаны снижением курса доллара против иных мировых валют (но пока тенденция ровно обратная).

Снижение нефтяных цен поддерживается расширением добычи в Иране, демпингом со стороны нелегальных поставщиков из регионов «исламского государства», восстановлением экспорта из Ливии, а также отсутствием единой позиции в ОПЕК по поводу сокращения добычи нефти ради поддержания цен. Ситуация с сокращением добычи – противоречивая. С одной стороны, у большинства нефтедобывающих государств бюджетные росписи ориентированы на уровень 90–100 долларов за баррель. С другой стороны, сокращение добычи, то есть самоограничение, способно поднять котировки, но этот подъем не сможет компенсировать физическое снижение добычи – потому что в абсолютном выражении доходы снизятся.

Но главное – снижение нефтяных котировок является частью очевидной, хотя и негласной программы экономического давления развитых государств на страну-агрессора – РФ, чье финансовое благополучие всецело зависит от экспорта нефти и газа.