На презентации налоговой реформы 3 сентября, с которой выступила Министр финансов Наталья Яресько, многое осталось «за кадром». Сильнее всего были озадачены предприниматели-единоналожники 3-й группы, которые не могли понять, каким образом согласно расчетам Минфина налоговая нагрузка для них будет расти вместе с увеличением дохода. Однако ко мне в руки попала полная версия минфиновской концепции, из которой очевидно, что реформа фактически ведет к ликвидации упрощенной системы налогообложения.

Первый этап убийства упрощенки запускается уже в 2016 году. Он предполагает перевод всех юридических лиц на общую систему. По данным Минфина – это 155 тысяч субъектов хоздеятельности. Вдобавок к этому, произойдет уменьшение лимитов по доходу сельхозпроизводителей – до 2 млн. грн. в год. Соответственно, 6 тысяч аграриев, работающих на фиксированном сельхозналоге, также будут вынуждены перейти на общую систему. От такого маневра Минфин хочет получить порядка 6 млрд. гривен дополнительных доходов по земле.

Крайне неприятный сюрприз для упрощенцев, занятых в торговле. Дело в том, что Минфин своим проектом намерен не только ограничить количество наемных сотрудников до 10, но и планирует поднять планку регистрации плательщиками НДС с 1 млн. до 2 млн. гривен, что является «потолочным» значением оборота для этой группы. То есть места для торговли в упрощенке не остается.

Второй этап убийства упрощенки намечен на 2017-2018 годы. Дело в том, что единый налог уже с 2017 года должен возрасти в 2 раза, а с 2018 года еще в 1,5 раза, за счет чего налоговая нагрузка без ведения учета затрат дойдет до уровня 12–24% с оборота.

Это немыслимо, с учетом того, что упрощенцы также являются конечными потребителями по налогу на добавленную стоимость. Поэтому они заплатят как НДС в цене товара, так и налог с оборота по повышенной ставке.

Одновременно Минфин предлагает свое видение контроля затрат предпринимателей, когда налог считается как разница между доходами и расходами, умноженная на ставку. В итоге министерство хитрым способом будет применять самую настоящую систему учета прибыли. Но если налог на прибыль составляет 20%, то для упрощенки ставка будет на уровне 40%, так как она учитывает вдобавок и НДФЛ, и ЕСВ. Соответственно, смысла от ведения бизнеса на едином налоге не будет никакого.

И на упрощенной системе останутся исключительно частные предприниматели с доходом до 300 тыс. гривен в год, без права найма рабочей силы, а также совсем мелкие фермеры. Остальных же упрощенцев вынуждают перейти на общую систему.

Но думает ли Минфин, к каким последствиям это приведет? Во-первых, это ставит под угрозу существование среднего класса в государстве как такового. Во-вторых, произойдет еще большая «тенизация». Ведь малый бизнес всегда менее конкурентен по сравнению с крупными компаниями, и несет большие в процентном отношении административные затраты на учет. А изменения, предлагаемые Минфином, потребуют дополнительно 150–200 тыс. бухгалтеров, зарплату которым предприниматели должны заплатить из своего кармана. Так что, скорее всего, лишь малая доля «единщиков» перейдет на общую систему, остальные закроются, либо с большей вероятностью уйдут в тень.

Хотя для того, чтобы не убить предпринимательство в Украине, но и ликвидировать возможности для минимизации налогов с помощью СПД, многого не нужно. Достаточно не трогать упрощенку, по крайней мере, год пока будет идти реформа общей системы. За это время фискальные органы имеют хороший шанс сократить степень уклонения от налогов большим бизнесом за счет уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, которая с 2016 года должна составить не более 20%. При этом правительству целесообразно задуматься о внедрении налога на распределенную прибыль по гонконгской модели. Эта модель позволит убрать схемы минимизации. А для упрощенной системы максимум, что могут сделать реформаторы, так это дать ей возможность работать как есть, но без ЕСВ и с аналогичным налогом на фонд оплаты труда для привлеченной рабочей силы.