В растениеводстве рентабельность достигает 300–400%, в садоводстве – 80–120%, в животноводстве – 60–80%. Кроме того, фермер может дополнительно зарабатывать на переработке продукции и на ее экспорте. Да, конкурировать с колоссальными агрохолдингами сложно. Но вполне возможно найти относительно свободную нишу для бизнеса и не бодаться с динозаврами лбами.

Об этом сообщают Деньги.ua.

Агропромышленный комплекс остается очень заманчивым для ведения бизнеса. Все потому, что сельское хозяйство в Украине продолжает набирать обороты быстрее, чем экономика в целом. По данным Госслужбы статистики, прирост производства сельхозпродукции в 2018 году по отношению к 2017 году составил 7,8%, а прирост в январе–июле 2019 года, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, достиг 12%.

Читай также: Как заработать на собственной фантазии

АПК – одна из крупнейших экспортоориентированных отраслей страны. В 2018 году поставки сельхозпродукции из Украины выросли, по сравнению с 2017-м, на 5%, а доля Европейского Союза в агроэкспорте достигла 33%. Разумеется, этому во многом поспособствовало Соглашение об Ассоциации, которое действует уже более двух лет.

И хотя многие ниши в агросекторе уже заняты крупными корпорациями, для малого и среднего бизнеса здесь по-прежнему раздолье. И вот почему. Большие производители нацелены на продукт, из которого они могут извлекать прибыль здесь и сейчас. Причем, желательно, чтобы это была высоколиквидная сырьевая продукция, – пшеница, кукуруза, растительное масло. Высший пилотаж на сегодняшний день – индустриальное производство курятины. Вырастил, продал, вложил деньги в новый урожай или популяцию животных, снова продал. И так по кругу.

Мелкие же фермеры умеют взять потребителя, предложив ему нечто новое, качественный продукт с высокой добавленной стоимостью. Будь то экологически чистые овощи или фрукты или мясо коров свободного выгула.

Читай также: Участник АТО рассказал, как заработать на страусах

Небольшие хозяйства отличаются тем, что они быстро реагируют на запросы рынка. И могут, в случае необходимости, оперативно переориентироваться на выращивание новой культуры или запустить линию по переработке продукции, если увидят в этом возможность заработать и повысить рентабельность бизнеса.

  • Кушайте на здоровье!

Бум на экологически чистую сельхозпродукцию позади? Как раз наоборот: ввиду того, что ситуация с экологией во всем мире усугубляется (опубликованный в начале 2019 года доклад ООН об окружающей среде – тому доказательство), потребители все чаще задумываются о здоровом питании. Спрос на натуральные продукты сохраняется высокий. И, что самое главное, покупатели готовы за них переплачивать. Даже в Украине, и уж, тем более, за ее пределами.

Вопрос в том, что именно подразумевается под «чистой» продукцией? Ведь приставка "эко" далеко не всегда означает, что в упаковке именно такой продукт.

Органическое сельское хозяйство предполагает минимальное использование синтетических удобрений, пестицидов, регуляторов роста растений, кормовых добавок. А производство готовой продукции предусматривает полный или частичный отказ от различных ароматизаторов, красителей, стабилизаторов и т. д.

Читай также: Как заработать на YouTube и в Instagram

Само собой, это направление агробизнеса более затратное, чем традиционное индустриальное сельское хозяйство. Впрочем, вложения возвращаются с лихвой. Компания Baker Tilly, ссылаясь на коммерческую службу посольства США в Украине, приводит следующие данные: окупаемость инвестиций в органическое земледелие в Украине достигает 300%. Например, для органической пшеницы, подсолнечника, гороха средний показатель рентабельности составляет 100–150%.

Рентабельность эко-животноводства не такая впечатляющая, но все равно внушительная – 40–60%. Наилучший результат можно получить от разведения индюков и уток. Здесь рентабельность достигает 60–80%, а возврат вложений – от 1–2 лет. Еще больше прибыли можно получить за счет переработки мясной продукции, до 10–15% плюс к основной рентабельности.

  • Вкусные и рентабельные

Все так же привлекательны такие направления, как выращивание ягод, овощей и орехов. Самая быстрая окупаемость у овощей (зеленолистных в том числе), так как многие виды и сорта дают урожай круглый год. Летом – на открытом грунте, в холодное время – в теплицах. Рентабельность овощеводства, правда, сравнительно небольшая, 15–25%. Но зато объемы сбыта, если продукт качественный, будут гарантированно высокими.

С ягодами несколько сложнее. Урожай сильно зависит от погодных условий. Клубника боится заморозков. В то же время, если конец весны и начало лета будут теплыми, то окупить клубничный бизнес можно буквально за один сезон, его рентабельность достигает 100%.

Читай также: "Индекс" панакоты: Сколько стоит приготовление десерта

Кустовые ягоды (голубика, малина, смородина) начинают плодоносить не сразу, а спустя несколько лет. Поэтому фермеру стоит приготовиться к тому, что первое время он будет только тратить деньги, не извлекая никакой прибыли. Ведь нужно закупить саженцы (это около 20% всех затрат), приобрести технику (20% всех вложений), мощности для хранения и заморозки продукции (16–18% общей суммы издержек). Но когда питомник начнет приносить урожай, рентабельность может достичь 130–150%. К тому же, ягоду можно замораживать, перерабатывать и продавать за рубеж. На экспорте замороженных ягод украинские фермеры в 2018/19 маркетинговом году (МГ) заработали более 80 млн. долл.

И, конечно, хорошая идея – диверсификация ягодных насаждений. Хотя ягодники придирчивы по части типа почвы, и перед запуском бизнеса нужно озаботиться не только приобретением земли (ягоды – бизнес длительный, нужны гарантии, что не попросят с облюбованного места), но и соответствием ее требованиям конкретного вида растений.

Ореховый сад – тоже перспективная инвестиция. В Украине прекрасно растет и фундук, и миндаль, и грецкий орех. И на территории нашей страны собирают более 22% всего урожая орехов в Европе. Ореховый бизнес – долгоиграющий, там еще дольше, чем с ягодниками. Первый урожай будет через 3–4 года, а в полную силу деревья начнут плодоносить через 7–10 лет. Но если запастись терпением, то со временем можно получать рентабельность на уровне 300–400%. А еще украинские орехи отлично идут на экспорт. Только грецкого ореха фермеры в 2018 году продали за границу на 42 млн. долл.

Читай также: В Украине подешевела ежевика

Хороший вариант – выращивание бобовых и технических культур, гороха, нута, сои, рапса, конопли. Хозяйственные расходы на 1 га этих видов культур составляют около 400–500 долл. А рентабельность такого направления бизнеса, в зависимости от региона и ухода за урожаем, может достигать 80–100%. Что важно, бобовые и технические культуры пользуются большим спросом на мировом рынке. В 2017/18 МГ экспорт гороха из Украины достиг рекордного объема – 874 тыс. тонн, что на 80% выше, чем в предыдущем МГ. А экспорт рапса, по прогнозам экспертов, по итогам 2019 года перешагнет отметку в 2,8 млн. тонн, что на 16% больше, чем в 2018-м.

Лучшие идеи для агробизнеса-2019 / Коллаж: dengi.ua

  • Чиним, пакуем и храним

Впрочем, агробизнес – это не только растениеводство или животноводство. АПК очень нуждается в сервисе для сельхозтехники, в удобрениях и пестицидах, в таре и упаковке, а также в мощностях по хранению, перевалке продукции и в услугах по логистике и грузоперевозкам.

Поскольку основные фонды сельхозпредприятий зачастую изношены на 80–90%, то СТО, которое сможет обслуживать и ремонтировать тракторы, комбайны, плуги, бороны, станет для его владельцев золотым дном. И если крупные холдинги могут себе позволить новую технику иностранного производства и обслуживать ее непосредственно у официальных дилеров, то семейные фермы и средние хозяйства предпочитают агрегаты, которые уже были в употреблении. Соответственно, чем старше трактор или комбайн, тем больше у него будет поломок и ремонтов.

Читай также: Насколько подорожали любимые ягоды украинцев

Производителей различных химикатов в Украине, в принципе, хватает. Но мало кто из них может дать продукт, который заточен именно под органическое фермерство. Помимо этого, крупные производители удобрений, пестицидов, фунгицидов, кормов выпускают унифицированную продукцию. В то время как фермеры часто нуждаются в продукте под конкретный урожай или культуру. С определенным составом и концентрацией. И это именно та фишка, за счет которой могут раскрутиться небольшие производители химикатов.

Выпуск упаковочной продукции не дает колоссальной рентабельности, в среднем, 20–25%, но и окупаемость такого производства довольно быстрая, пара лет. Это может быть тара для хранения урожая, для его консервации, для перевозки и торговли. Одним словом, развернуться есть где. Кстати, огромная потребность в качественной упаковке у экспортеров. Поскольку в их случае тара должна быть не только презентабельной, но еще и соответствовать требованиям того рынка, на который поставляется продукция.

Есть в Украине ощутимый дефицит мощностей для хранения урожая и продукции. Прежде всего, для зерна, бобовых и масличных. По данным Pro-Consulting, существующие элеваторы могут принять только половину урожая. При этом почти 80% из них нуждаются в модернизации. Не хватает и складских помещений. Особенно вдали от крупных городов. Поэтому строительство объектов для перевалки и хранения в регионах, в которых высокая концентрация агробизнеса, позволит быстрее отбить инвестиции. Приблизительно за 3–5 лет. 

Читай также: В Украине начали выращивать квадратные арбузы

  • Продаем туда

Широкие возможности для экспорта как сырья, так и готовой продукции (замороженной, переработанной и т. д.) – серьезный стимул для создания и развития бизнеса в аграрной сфере.

Основные покупатели украинской сельхозпродукции – Европейский Союз, страны Азии и Африки, СНГ. На экспорт в Азию уходит львиная доля агроэкспорта. В первом полугодии 2019 года объем поставок туда составил 4,3 млрд. долл. Экспорт в страны ЕС за этот же период достиг 3,4 млрд. долл., в Африку – 1,6 млрд. долл. И «черный» континент активно наращивает объемы закупок продукции АПК из Украины. За первое полугодие 2018 года, к примеру, объем экспорта в Африку был на уровне 1,3 млрд. долл. То есть на 19% ниже, чем в январе–июне 2019 года.

Впрочем, для мелких фермеров и сельхозпроизводителей среднего калибра наибольший интерес представляет именно рынок Евросоюза. Он территориально ближе, чем Африка и Азия, что значительно упрощает логистику. Но, главное, на поставки продукции туда есть беспошлинные квоты, которые позволяют минимизировать издержки и больше заработать.

Причем, часть квот даже к концу календарного года остается неиспользованной. Это связано с тем, что квоты вычерпывают, в основном, крупные производители по самым популярным видам продукции – по меду, сахару, ячменю, сокам, пшенице, кукурузе, мясу птицы (см. таблицы). И для небольших производителей это – плюс, так как в тех нишах, где они традиционно сильны, экспортный коридор свободен.

Читай также: В Украине подешевела курятина и говядина

К началу сентября 2019 года квота по чесноку была выбрана лишь на 38%, по солоду – на 60%, по отрубям и отходам – на 56%, по продукции из обработанного молока – на 34%, по готовым пищевым продуктам – на 2,8%. А по баранине, грибам, сахарной кукурузе, говядине и свинине квоты не использованы вообще.

Лучшие идеи для агробизнеса-2019 / Коллаж: dengi.ua

  • Опыт предпринимателей

Руслан Крамаренко, владелец фермы "Крамаренків Сад"

Быть средним бизнесом в аграрной отрасли крайне трудно. Крупная розница не работает с мелкими поставщиками, а большие поставщики скупают продукцию по низким ценам. И если вкладывать средства в уход за урожаем, в технику, в хороших специалистов, то рентабельность на выходе маленькая. И семейные фермы могут жить только в случае, если сами реализуют свой продукт. Здесь каждый развивается в меру возможностей: кто-то доставляет продукцию постоянным клиентам, кто-то торгует на рынках, кто-то развивает собственный бренд. Я сделал ставку на последнее. Сейчас мы выращиваем яблоки, голубику, жимолость, орехи, выпускаем натуральные соки, джемы и рассматриваем идею запуска производства яблочных снеков.

Ярослав Мовчун, совладелец ягодной фермы "Озеряна"

Читай также: В Украине подорожает гречка

В тренде много направлений агробизнеса, начиная от ягодной и заканчивая плодоовощной продукцией. Многие продолжают продвигать органику, а кто-то от нее отказывается. Но ситуация на рынке такова, что нужен, прежде всего, качественный продукт. Ярким примером стало перепроизводство малины летом 2018 года, когда урожай оставался в поле. При этом за пару лет до этого на всех конференциях разгонялась информация, что именно малина будет в тренде, и только она будет рентабельной в ближайшие годы. В итоге мало кто заработал, хотя был утерян главный момент: мы не видели в ритейле именно качественной ягоды.

  • Мнение эксперта

Мария Колесник, ​главный аналитик консалтингового агентства "ААА"

Перспективным является как производство зерна и масличных, так и фруктов, орехов, ягод. Вопрос в эффективности и рынках сбыта. К примеру, если средняя по стране урожайность ячменя 35 ц/га, а у фермера она уже несколько лет не превышает 16–20 ц/га, то смысла выращивать эту культуру нет. Или другой пример: средняя урожайность кукурузы в рекордный год по стране 78 ц/га, а хозяйство показало 130 ц/га. Вывод: агроном – на своем месте, и данное направление будет приносить прибыль и в дальнейшем. В то же время, если заниматься производством затратного и скоропортящегося продукта, к примеру, ягод, то без налаженного сбыта и желательно не только внутри страны, его перспективы весьма туманны. В развитых странах все больший интерес приобретают продукты с маркировкой "био". Данная ниша еще не занята полностью, и сам рынок постоянно растет. При наличии действительно экологически чистого и качественного продукта шансы выйти с ним на тот же европейский рынок гораздо выше, нежели с его обычным аналогом.

Павел Харламов

Напомним, в Украине увеличилось производство рыбы.


Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook  

Смотри также - Аграрии во многих областях выступают против земельной реформы: Мы боимся спекулянтов