30 января Владимир Гройсман и Степан Кубив расспросили больших боссов от украинского IT о том, что нужно сделать для цифрового рывка. А 31 января премьер-министр презентовал огромный пакет законопроектов, которые правительство хотело бы быстро принять ради ускорения роста ВВП. Так в презентации и написано: надо 5-7% роста ВВП в год.

У меня по этому поводу (традиционно) две новости - хорошая и плохая.

Хорошая: невероятно круто, что правительство начинает понимать - нужно иметь рост ВВП, а точнее его восстановление с темпами минимум 5% в год.

Читай также: Александр Крамаренко: Большая игра - большие деньги

Плохая: нам и 8% в год мало, так как у нас случилось за последние 10 лет два колоссальных провала ВВП. До сих пор не восстановлен даже первый (не говоря уж о втором).

Мне очень нравится состав пакета, представленный Владимиром Гройсманом. Но совершенно непонятно, почему тот же закон о бизнес-омбудсмене нельзя было принять до сих пор? Он же зарегистрирован 5 мая 2016 года (законопроект № 4591). Как приняли его в первом чтении в мае 2016-го, так он и завис. Та же история с введением уполномоченного экономического оператора для упрощения таможенных процедур - внесен в Раду еще в июне 2016 года (законопроект № 4776). С ним еще хуже - летом 2017 года отправлен в профильный комитет на «доопрацювання», даже в первом чтении не принят.

Очень хочется аргументированного объяснения, что такого изменится с 6 февраля (начало работы новой сессии Рады), что депутаты начнут пачками одобрять в первом чтении и окончательно все нам нужные законопроекты. Вангую: многие из упомянутых документов встретят жесточайшее сопротивление, особенно в части, где урезаются полномочия контролирующих и силовых структур, а также введения реальной ответственности чиновников за ущерб, нанесенный налогоплательщикам.

А в разделе о поддержке инноваций очень тешит пункт о развитии рынка электронных денег. Славно-то как! Могу подсказать: возьмите с сайта Александра Лукашенко его декрет о поддержке Парка высоких технологий и введите подобный описанному у белорусов режим для инновационных отраслей на всей территории Украины. Да после этого Тайвань, Гонконг и Сингапур поперхнутся от зависти к нашему бизнес-климату.

Читай также: Александр Крамаренко: Чего ждать после повышения учетной ставки

Вишенка на торте: в списке приоритетных законопроектов “пакета Гройсмана“ мне не удалось обнаружить того, что вводит налог на выведенный капитал вместо налога на прибыль. Нет там ничего также о снижении налогов и начислений на фонд оплаты труда. А это критически важно для экономики услуг - мы ведь интересуемся индустриальной революцией 4.0?

И потому я не вижу причин, по которым наш внутренний инвестор бросится вкладывать деньги в свой здешний бизнес вот прямо сейчас. Нет у него пока для этого сколько-нибудь сильных мотивов. Хотя если условия для внутреннего инвестора будут созданы, нам и план Маршалла 2.0
не будет нужен - своих собственных инвесторов хватит. А там и иностранные подтянутся.

Александр Крамаренко

Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 3 от 8 февраля  2017 года. Номер можно купить онлайн.

Придбати журнал “Гроші“ №  від 8 лютого 2017 року українською мовою.