Эта колонка подписана в печать до голосования во втором туре, а окажется перед глазами читателей уже после того, как будут оглашены, как минимум, неофициальные его результаты. Так что писать можно о кандидатах все, что нужно, а не только то, что разрешено перед голосованием. И да, я не о политике - о чистой экономике.

Читай также: Котировки еврооблигаций снизились

Нам хоть и говорят совершенно справедливо, что экономика - вне круга полномочий президента, но это правда лишь отчасти. Если у того есть сильная фракция в Верховной Раде, если через определенные рычаги он может влиять на прочие группы и фракции, то президентские законодательные инициативы относительно экономики проскакивают Раду, как электричка глухой полустанок.

При наличии политической воли украинский президент в экономике может очень многое, хотя, конечно далеко не все.

Читай также: Какие шаги должно и будет предпринимать государство для защиты бизнеса

Что получалось и не получалось у Порошенко: он лавировал между возможностями и угрозами, между попытками сохранить лояльность членов команды, которые порой зарывались и генерировали громкие коррупционные скандалы. Ставить ли ему в непрощаемую вину эти истории? Наверное, можно было бы сделать чище, лучше, результативнее, но не стоит забывать об обстоятельствах. В общем, происходившее в его первую каденцию напоминало гашение пожара в борделе во время наводнения: тут - заливать водой огонь, там - откачивать воду из подвалов, а здесь - не позволять вынести под шумок казенные подушки и простыни.

Руки у него доходили далеко не до всего: мешало постоянное состояние цейтнота, да и распрощаться с бизнес-привычками, которые отрастали последние лет 25, - дело непростое. Смог бы кто-то сделать лучше - наверняка смог, но фамилию этого “кто-то“ я не знаю, и в списке кандидатов-2019 его точно не было. В случае победы Порошенко состав команды, имеющей отношение к экономическому блоку Кабмина и к НБУ, видно прямо сейчас: КМУ и правление Нацбанка вряд ли претерпят изменения, конкурс на замещение должностей в налоговой и таможне показал вполне адекватные кандидатуры (см. стр. 11). А что у его оппонента?

Читай также: Названа сумма поступлений в бюджет в результате проверок ГФС

Там все очень интересно - тем более, что Владимиру Зеленскому социологи приписывают куда больший процент поддержки избирателями. Он, по состоянию на 19 апреля, продолжал водить избирателей за нос: заявил команду экспертов-советников, не назвав, кто именно пойдет на позиции глав Минобороны, МИДа и СБУ (это - сугубо полномочия президента). Не названы и кандидаты на министерские должности - что вполне можно извинить тем обстоятельством, что полностью состав Кабмина будет обновлен только после осенних парламентских выборов. Вот только и сам кандидат, и его окружение внятно дают понять, что эта Рада их не устраивает категорически (как и мэры городов), так что надо поторопиться. Что сулит досрочные выборы, надо понимать, хотя это и против действующих законов.

Читай также: ПриватБанк возвращают?

Но и фигуры уже засвеченных экспертов впечатляют возможными перспективами. Об одиозном эксперте по оборонной проблематике, предоставленном команде Зеленского штабом Анатолия Гриценко, коллеги уже успели всякого написать. Но нас интересует финансово-экономический блок. В этом крыле команды Зеленского весьма показателен пример экс-министра финансов Александра Данилюка, который широкого известен тем, что остановил начавшуюся налоговую реформу и попытался законсервировать ручное управление системой блокировки налоговых накладных. И еще он жестко противостоял запуску налога на выведенный капитал.

Так или иначе, бизнесу придется включаться в политику снова. А крупному бизнесу - так непременно.

Александр Крамаренко

Статья из Журнала “Деньги“ №8 от 25 апреля 2019 года.

Новости от Деньги.uа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua. 

Оформить подписку через наш интернет-магазин.