Украина наводнена подержанными авто из Европы и США. За счет снижения таможенных платежей ввоз стал дешевле и проще. А заодно и цены на вторичном рынке присели. Чему покупатели безмерно рады, так как у них есть отличная возможность подобрать автомобиль на любой вкус и за вменяемую цену, пусть и подержанный.

Об этом сообщают Деньги.

Рынок подержанных автомобилей бьет рекорды. По данным ассоциации “Укравтопром“, за 2019 год число впервые зарегистрированных в Украине авто с пробегом превысило 408 тыс. Это в 4,5 раза превышает количество проданных новых автомобилей. Только за декабрь 2019 года украинцы поставили на учет почти 31 тыс. б/у машин – на 44% больше, чем в декабре 2018 года.

Есть и свежая статистика за январь 2020 года: в течение первого месяца текущего года украинские номера получили 28,3 тыс. импортированных легковых авто с пробегом. Это в четыре раза больше, чем число проданных новых автомобилей. Что интересно, из этих 28 тыс. почти 12 тыс. – авто возрастом старше 10 лет. 30% машин были произведены в период с 2010 по 2015 год и у 24% авто возраст до пяти лет.

Читай также: Новые авто пользуются большим спросом

  • Привет из Европы

Высокий спрос на подержанные автомобили можно объяснить либерализацией условий ввоза. Напомним, что с ноября 2018 года действует закон № 2611-VIII о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно налогообложения акцизным налогом легковых транспортных средств. По сути, Верховная Рада принимала этот документ для легализации авто на еврономерах. Парламент существенно снизил размер акциза и дал возможность растамаживать автомобили возрастом 10–15–20 и более лет.

Данные о том, сколько “евроблях“ было поставлено на учет, сильно разнятся. К моменту вступления в силу закона № 2611-VIII налоговая сообщала о том, что в Украине с нарушением сроков и правил растаможки находятся около 640 тыс. автомобилей. К марту 2019 года 200 тыс. авто получили украинскую регистрацию. А вот глава таможенной службы Макс Нефедов в конце 2019 года заявил, что в Украине находилось порядка 450 тыс. “евроблях“, и порядка 200 тыс. из них перешли на украинские номера, а также были разобраны на запчасти или просто брошены.

В любом случае, можно говорить о том, что половина рынка подержанных авто в 2019 году – это автомобили на европейских номерах. Причем, далеко не все из них поменяли владельцев фактически. Смена прописки была, скорее, формальной: вместо польских, литовских или словацких номеров автомобили получили украинские. Но сделки с ними никто не совершал.

Читай также: Частная фирма при растаможивании евроблях “отмыла“ более 6 млн гривен

  • Продается все!

Но даже если не учитывать “бляхи“, две сотни тысяч авто, которые обрели новых владельцев за 2019 год, – это все равно много. И в этом тоже заслуга либерализации условий растаможки. Ведь благодаря поправкам в Налоговый кодекс появилась возможность завозить в Украину машины с пробегом не только из Европы, но и из других стран с уплатой сравнительно небольшой суммы акциза. В разы меньше, чем раньше.

Вдобавок произошло укрепление курса гривны относительно к доллара. Ревальвация не только подогрела продажи новых автомобилей, но и поспособствовала удешевлению ввоза подержанных авто из-за рубежа, а заодно – снижению цен на внутреннем рынке.

Конечно, продавцам машин с пробегом обилие дешевого четырехколесного импорта явно не на руку. Зато у покупателей – огромный выбор и прекрасная возможность для торга. Хотя бы потому, что “там, за углом, такую же и почти без повреждений, пригнанную только вчера из Германии, продают на тысячу евро дешевле“.

  • Электрокаров все больше

Растет в Украине число электромобилей. За 2019 год объем этого рынка составил 7,5 тыс. штук, это на 2,2 тыс. авто больше, чем в 2018 году. При этом 7% проданных электромобилей – коммерческие транспортные средств.

Читай также: Как “евробляхерам“ избежать штрафов

Тем не менее, в электросегменте продолжают доминировать авто с пробегом. Среди легковых электрокаров доля машин с пробегом составляет 92%, среди коммерческих – 96%. Лидеры продаж – Nissan Leaf, Tesla Model S и Volkswagen e-Golf. Это еще один камень в огород автоимпортеров, которые не спешат завозить в Украину модели на электричестве официально.

Кроме того, покупка электромобиля в салоне – недешевое удовольствие. За BMW i3, например, нужно выложить почти 1 млн. грн., за Hyundai IONIQ Electric – до 840 тыс. грн. Ввезенный электрокар даже с небольшим пробегом обойдется на 30–50% дешевле. К тому же, в 2020 году действуют условия льготной растаможки автомобилей на электротяге: отсутствует таможенная пошлина и НДС, а ставка акциза составляет 1 евро за 1 кВт*ч емкости батареи – 50–90 евро вкруговую. Вот многие и выбирают такой путь, как покупка пригнанного из-за рубежа электрокара с небольшим пробегом, вместо того, чтобы приобретать его, пусть и новый, но с наценкой у дилера в Украине.

  • Не бит, не крашен

Как показывает практика, ввоз автомобиля не дает колоссальной экономии (см. Опыт читателя). При покупке авто бюджетного и среднего уровня, за 10–15 тыс. долл. или евро, выигрыш в деньгах может быть в пределах 1–2 тыс. Выбор на внутреннем рынке очень большой. Ну и продавцы охотно соглашаются на торг, когда понимают, что перед ними реальный покупатель. Если же брать что-то подороже, из ценового сегмента 30–40 тыс. долл., разница в цене между аналогичной моделью в Украине может достигать уже 5–7 тыс. долл.

Но дело не только в деньгах. Большое преимущество пригнанного автомобиля в том, что он не имеет пробега по Украине. А значит, не проходил испытание украинскими дорогами и не пробовал на вкус местное топливо, зачастую сомнительного качества. И 5–6-летний автомобиль из Германии с большой вероятностью будет в гораздо лучшем техническом состоянии, чем машина откуда-то из Волынской или Николаевской области.

Читай также: Авто на еврономерах будут штрафовать

По авто из-за рубежа можно практически всегда получить полную историю эксплуатации и обслуживания. Прежде всего, речь идет о ДТП и сервисе. В Западной Европе и США данные об автомобилях значительно лучше систематизированы, чем в Украине. Во многом это связано с тем, что транспортные средства там всегда застрахованы. И любые неприятности, начиная от мелких повреждений и вплоть до крупных аварий, фиксируются. Это же касается и сервиса. Конечно, риск купить автомобиль со скрытыми дефектами все равно есть. Самые сложные случаи – “утопленники“. Такие авто внешне не так и легко распознать, не имея опыта. Но квалифицированный автомеханик раскусит такого “троянского коня“ без затруднений.

Но если подойти к проверке машины серьезно, вероятность напороться на автохлам ниже, чем в Украине.

Проверку автомобиля перед покупкой можно заказать у таможенного брокера. Или же сделать это самостоятельно с помощью онлайн-сервисов. Например, через https://www.carfax.eu/ или https://www.autodna.com

К тому же, процедура растаможки отработана, поэтому пригнать автомобиль, оформить его и поставить на учет не составляет особых проблем.

  • Путешествие с пользой

Из Европы автомобиль можно пригнать самостоятельно либо же обратиться в компанию, которая занимается выкупом и ввозом авто. Стоимость такой услуги составит порядка 500–600 евро. Впрочем, если есть опыт зарубежных поездок, имеет смысл отправляться за машиной самому.

Предварительно, конечно, стоит выбрать несколько потенциальных объектов покупки. Один из крупнейших ресурсов по поиску подержанных автомобилей на просторах ЕС – https://www.mobile.de.

Читай также: СБУ разоблачила масштабную схему оформления евроблях

Там есть предложения как от прямых собственников, так и от площадок-дилеров. По каждому автомобилю дается полное описание его технических характеристик, комплектации, повреждений и конструктивных недостатков (если они есть). При необходимости, можно связаться с продавцом и запросить дополнительную информацию.

Прежде чем отправиться за машиной, стоит подыскать в Украине таможенного брокера. Его услуги стоят 200–300 евро. Зачем нужен такой посредник? Он поможет без проблем осуществить растаможку. Дешевле она не станет, но зато бюрократической волокиты будет точно меньше.

После сделки с авто за границей, покупатель получает договор купли-продажи, таможенную декларацию и сертификат соответствия. Это если брать автомобиль у дилера. При покупке у частного продавца договор нужно заверять у местного нотариуса. В принципе, растаможку реально провести и без таможенной декларации продающей стороны. Но тогда украинские таможенники захотят провести собственную оценку автомобиля и точно завысят его стоимость, решат, что он стоит не 5 тыс. евро, а 6–7 тыс. евро.

  • С таможней все сложно

Как раз после сделки пригодится брокер: ему необходимо отправить копии всех документов, чтобы посредник подготовил таможенную декларацию украинского образца. Ее наличие существенно упростит прохождение границы. Также до перехода КПП новый владелец автомобиля должен перевести на счет таможни стоимость растаможки, своеобразный залог. Лучше сделать это за два дня, чтобы таможня успела “увидеть“ деньги.

Читай также: В Украине запустили онлайн-калькулятор растаможки “евроблях“

Напомним, что затраты на растаможку состоят из таможенной пошлины, акциза и НДС. Для авто с пробегом, ввозимых с территории ЕС, независимо от года выпуска, размер таможенной пошлины составляет в 2020 году 5,5% стоимости транспортного средства. Формула расчета акциза есть в законе № 2611-VIII. Акциз равен произведению базовой ставки, объема двигателя в куб. см/1000 и возраста авто. Для бензиновых автомобилей с мотором до трех литров базовая ставка составит 50 евро, свыше трех литров – 100 евро. Для дизельных авто с объемом двигателя до 3,5 л базовая ставка – 75 евро, свыше 3,5 л – 150 евро. НДС начисляется на сумму начальной цены авто, таможенной пошлины и акциза.

Доехать до границы можно на купленном автомобиле или отбуксировать его эвакуатором. Если ехать за рулем самому, необходимо приобрести транзитные номера и купить полис автогражданки. На это, плюс топливо, уйдет где-то 300–400 евро, в зависимости от того, сколько добираться до таможенного пункта.  

В Украине автомобиль нужно сертифицировать по национальным стандартам. МВД даже дало по этому вопросу разъяснение, где сказано, что постановка на учет возможна только при наличии сертификата соответствия или свидетельста о признании иностранного сертификата.

Перечень структур, которые занимаются сертификацией, есть на сайте Мининфраструктуры. Стоимость такой услуги – в пределах эквивалента 100 долл. Авто из Европы проходят эту процедуру почти без проблем, а вот с «американцами» все сложнее (об этом – ниже).

Читай также: Насколько оштрафовали первого “евробляхера“

Имея на руках сертификат, можно ставить автомобиль на учет, но придется заплатить 3–5% в Пенсионный фонд. Правда, это – последний крупный платеж. Сбор в ПФ составляет 3%, если стоимость авто не превышает 165 прожиточных минимумов на 1 января текущего года (в 2020 году – 335 тыс. грн.), 4% – если автомобиль стоит 165–290 прожиточных минимумов (не более 588 тыс. грн.) и 5%, если стоимость авто более 290 прожиточных минимумов.

Уточнение для тех, кто покупает авто с пробегом не в украинском салоне, а ввозит его самостоятельно: сбор в ПФ начисляется на сумму таможенной стоимости, пошлины, акциза и НДС.

  • Подарок из штатов

Покупка авто в США происходит на аукционе. Крупнейшие площадки такого плана в Америке – Copart, Manheim, Adesa. Почему подавляющее большинство автомобилей из штатов битые? Потому что на эти аукционы их часто выставляют страховые компании, которые продают авто после ДТП. Это – далеко не всегда тотальные повреждения. Полно слегка ударенных авто, которые стоят в два, а то и в три раза дешевле, чем в Украине. Правда, на старте. Автомобиль нужно доставить в нашу страну и растаможить.

Так что в этом случае помощь компании-посредника точно нужна. Она займется не только подбором автомобиля на аукционе, но и покопается в его истории, примет участие в торгах и организует транспортировку машины в Украину. Причем, выкуп авто на аукционе, доставка и услуги компании-посредника потянут от 2 до 3,5 тыс. долл. и могут сравняться со стоимостью самой машины.

Растаможка американских автомобилей происходит по такой же схеме, как и авто из Европы. С той лишь разницей, что размер таможенной пошлины выше, он составляет 10%.

Читай также: Нефьодов назвал условие быстрой растаможки “евроблях“

Главный риск для покупателя, что он может получить в итоге не совсем то, на что рассчитывал. Ведь одно дело, “щупать“ своими руками  автомобиль где-нибудь в Польше или Германии, и другое – видеть его перед покупкой только на фотографии. Даже по самым качественным фото сложно определить состояние салона, мелкие повреждения лакокрасочного покрытия и совсем невозможно понять, что с техническим состоянием машины в принципе. Нередко авто приезжает с убитой подвеской, коробкой передач или изрядно подуставшим двигателем. Ведь США – страна большая, за два-три года автомобиль вполне может намотать 200–250 тыс. км, а то и больше.

Чтобы обезопасить себя, нужно, чтобы посредник собрал полностью всю сервисную историю автомобиля (часть данных есть в открытом доступе, за некоторые нужно платить), и вытребовать у продавца хоть какие-то документы о прохождении автомобилем техосблуживания. Иначе новый собственник в Украине рискует влететь на дорогостоящий ремонт, так как он будет устранять не только видимые дефекты, но и все остальные огрехи. В итоге, стоимость авто окажется выше, чем на внутреннем рынке.

  • Трудности перевода

“Американцы“ тоже должны перед постановкой на учет проходить сертификацию. Чтобы процедура была успешной, автомобиль обязан соответствовать общеевропейским требованиям в сфере безопасности и правил эксплуатации. В США есть свои требования, но они отличаются от действующих в Украине. И если авто этим условиям не отвечает, сертификацию оно, увы, не пройдет.

И главное. Парковочные лампы разрешены только в белом цвете, световая оптика не может иметь тонировку, встроенные указатели поворотов желтого цвета должны быть размещены на наружных зеркалах заднего вида или передних крыльях, задние поворотники – тоже только желтого цвета.

Скорость на спидометре отражается в км/час, если шкала в милях, необходима дублирующая аналоговая шкала в километрах. Электронный спидометр обязательно должен иметь функцию переключения с миль на километры, иначе его придется перепрошивать.

Читай также: В Киеве зарегистрировали более 20 тыс авто в 2020

Кроме того, запрещена тонировка на лобовом стекле и передних боковых стеклах. Хотя в США машины сплошь затонированы, у них это – в порядке вещей.

Важнее всего, чтобы автомобиль соответствовал стандарту Евро-5 и выше.

Стоимость сертфикации такая же, как и для авто из Европы. Но если что-то будет мимо требований, придется потратиться на замену деталей и комплектующих. Ну и при покупке обязательно на 100% убедиться, что автомобиль вписывается в нормы Евро-5 или Евро-6. С этим уже точно ничего сделать нельзя.

  • Опыт читателя

Анастасия Лукашевич, Киев

Идея об авто из США зрела в нашей семье давно, но лучше бы созрела пару лет назад. За последний год очень выросли цены, и сложно найти желаемый автомобиль по дешевке. Американцы не любят ремонтировать машины, и с радостью соглашаются на списание. Так попадают на продажу машины с пробегом до тысячи км и парой царапин или разбитой фарой. Выгоднее всего покупать автомобили, выпущенные после 2012 года.

Мы воспользовались услугами посредников. Они помогут не только с доставкой и таможенным оформлением, но и с выбором конкретной модели под бюджет покупателя. Также они помогают проанализировать историю автомобиля (ее надо запрашивать за отдельную плату). С этим все прозрачно: к каждой машине прилагается история сервисного обслуживания, где можно отследить ее жизненный путь вплоть до километра. От момента выезда из салона где-то в калифорнийской глубинке, со всеми последующими перепродажами, ТО, авариями, и до последнего ДТП, которое и привело к списанию авто.

Читай также: Акциз для всех авто хотят отменить

Приобретение авто происходит на аукционе. На специальном сайте заранее присматриваете автомобиль, там будет указана стартовая цена и дата окончания торгов. Почти все машины детально сфотографированы, есть даже видео. Указан вид повреждений, и при поиске можно выставлять фильтр, если не интересуют, например, “утопленники“. Риск купить кота в мешке сведен к минимуму, если заказать историю авто и выбирать лоты от страховой компании, а не от частного продавца. Далее в режиме реального времени посредник делает ставки. И в случае победы в аукционе будущий владелец оплачивает покупку онлайн. Мы купили автомобиль летом, около месяца он стоял в порту в США, потом два месяца плыл с заездом в несколько портов на Средиземном море. Приплыл. В Одессе авто погрузили на лафет, привезли в Киев, где мы его растаможили и поставили на ремонт. Но так как все СТО сейчас очень загружены, руки до нашей машины у мастеров дошли спустя месяц. Потом выяснилось, что не хватает каких-то деталей. Заказывать их тоже никто не торопился. Запчасти мы нашли и купили сами. В декабре автомеханики наконец-то закончили ремонт, перед праздниками мы забрали машину домой, оперативно сертифицировали ее и в первый же рабочий день нового года поставили на учет.

Подводя итоги: мы купили недорогой семейный автомобиль в хорошем состоянии, примерно на 10% дешевле цены, по которой аналогичный можно купить в Украине. Экономия составила примерно 1000 долл. Если срочно нужен автомобиль, и есть необходимая сумма на руках, нет смысла ввязываться в эпопею с американским “битком“. В нашем случае всей суммы у нас на руках не было, и мы смогли постепенно ее собрать. Вообще, стоит запастись терпением. От момента, когда была нажата BUY на сайте, и до момента первой поездки придется ждать около 6 месяцев. Ну и к цене авто нужно прибавить стоимость доставки, таможенного оформления, сертификации, постановки на учет. Поэтому сильно сэкономить вряд ли удастся, разве только на дорогом автомобиле премиум-класса.

Авто с пробегом продают почти даром / Коллаж: dengi.ua

Авто с пробегом продают почти даром / Коллаж: dengi.ua

Павел Харламов


Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook