Аграрии в Украине вынуждены работать в условиях практически полного отсутствия государственной поддержки. В Евросоюзе, например, фермеры ежегодно получают до 60 млрд. евро. Из этой суммы прямые дотации составляют около 78–80%, или 255 евро на 1 га. Еще 20% власти направляют на развитие сельских территорий.
В нашей стране и без того скудное финансирование АПК год от года все меньше. В 2019 году сельхозпредприятиям из бюджета досталось 5,9 млрд. грн., а на 2020 год объем поддержки сократили до 4 млрд. грн. В проекте госбюджета на 2021 год на поддержку АПК расписано 4,2 млрд. грн. В пересчете на 1 га украинские фермеры получают 4,6 евро. Невероятные деньги!
Читай также: Бюджет, дороги и поддержка АПК: Что приняла Рада и при чем тут маски
Хотя «получают» – это громко сказано, так как процесс оформления дотаций сложный и запутанный. Многие аграрии просто не успевают подготовить необходимые документы. А многие даже не пытаются.
Например, заявки на получение помощи на содержание коров (5 тыс. грн. на одну голову) нужно было подать еще до 1-го октября, на дотацию за пчелосемьи (при условии, что у пасечника есть не меньше 10 пчелиных семей) – до 10 октября, а на покрытие затрат на саженцы и орошение – до ноября. Кто опоздал, тот бюджетных денег в 2020 году не увидит.
Читай также: НБУ: Гривну может укрепить продажа нового урожая зерна
Кроме того, условия некоторых программ поддержки прописаны таким образом, что претендовать на помощь от государства в принципе бессмысленно. Например, это – частичная компенсация стоимости купленной сельхозтехники. Мало того, что максимальный размер компенсации 25% (скажем, борона стоит под 1 млн. грн., из этой суммы фермер вернет не больше 250 тыс. грн.), степень локализации техники должна быть не менее 40–60%, в зависимости от типа агрегата. При этом производителей, которые строят сельхозтехнику «с нуля», в Украине раз-два и обчелся, большинство просто осуществляет сборку из готовых комплектующих и узлов, привезенных из-за границы. Понятно, что при покупке такой техники фермер получить бюджетную дотацию ни при каких условиях не сможет.
Дают, но дорого
Где сельхозпроизводителям брать деньги – тоже вопрос. Крупным компаниям проще, они зачастую черпают дешевые ресурсы у акционеров. Могут также размещать облигации на европейском рынке капитала – это тоже недорогие ресурсы. А вот мелкие фермеры не могут себе позволить такой роскоши и вынуждены обращаться к банкам. Почему «вынуждены»? Потому что кредиты все еще дороги.
Читай также: Зеленский: Кредитную программу "5-7-9" распространят на фермеров
Взять кредит на развитие бизнеса можно в пределах 70–90% стоимости проекта, который предприниматель хочет реализовать за заемные средства. Срок кредитования составляет максимум пять лет, если речь, например, идет о приобретении основных фондов. Кредит на ремонт и реконструкцию недвижимости (скажем, коровника или производственного помещения) банк выдаст на два-три года. При покупке сельхозтехники банк потребует 20–30% первоначального взноса. Срок кредитования – те же пять лет.
Ставка в гривне по таким кредитам будет на уровне 14–15%, в валюте (при наличии валютной выручки) – 5–7% годовых. Это означает, что рентабельность бизнеса должна быть не менее 20%. Иначе фермер, расплачиваясь с банком, будет работать себе в убыток.
Читай также: Фермеры получат компенсации за потерю посевов из-за засухи
Из хорошего: многие банки подстраиваются под специфику агробизнеса (сезонность, зависимость от перемены климата) и предлагают гибкие условия погашения. Например, это может быть выплата только процентов в течение какого-то времени, без тела кредита либо вообще отсрочка платежей на срок от трех до шести месяцев.
На кредит могут претендовать только прибыльные компании, срок деятельности которых не менее одного-двух лет. Еще одно важное условие: текущие счета должны быть открыты в том же банке, который выдает кредит.
«Важный аспект – это качество менеджмента и эффективность деятельности компании. Мы уделяем значительное внимание оценке показателей: урожайности, затратам на гектар, уровню контроля на предприятии, используемым технологиям и профессионализму операционного менеджмента, профильных специалистов», – рассказывает Наталия Порвина, директор департамента поддержки агробизнеса Креди Агриколь Банка.
Читай также: Перечень аграриев, которые могут получить господдержку, расширен
Самые отчаянные фермеры могут попытаться оформить льготный кредит по госпрограмме «5–7–9». Это – лотерея. Львиную долю таких кредитов банки выдают на рефинансирование существующих займов. Бизнес «с нуля» особо кредитовать никто не хочет. Потому что у банков руки-ноги связаны супержесткими нормативными документами НБУ.
В октябре Кабмин дал право банкам выдавать эти кредиты на покупку земли, в том числе, вместе с нежилой недвижимостью. Вдобавок правительство увеличило предельный уровень дохода предпринимателей, которые имеют право брать льготные кредиты, до 10 млн. евро в год и отменило обязательное требование к прибыльности бизнеса. Но шансы получить кредит у хозяйств с отрицательным финрезультатом все равно мизерны, так как решение о (не)кредитовании убыточных фермеров будут принимать непосредственно банки.
Форварды над пропастью
Все хотят зарабатывать. Но не все готовы делать это честно. В конце октября появилась информация о том, что ряд украинских производителей зерна и масличных намерены расторгнуть подписанные ранее форвардные контракты для того, чтобы получить больше прибыли за счет осеннего роста цен на продукцию.
Читай также: В Украине начали пересмотр госстандарта на пшеницу
Форвардный контракт – это договор на будущую поставку урожая, который продавец и покупатель подписывают заранее, иногда до начала посевной. Благодаря такому контракту продавец будет уверен, что продаст урожай и не понесет убытки, а покупатель сможет застраховать себя от роста цен. Кроме того, форварды являются, по сути, источником финансирования посевной кампании – закупки семян, горючего, средств защиты растений и удобрений.
Представители УЗА заявляют, что невыполнение контрактов приведет к плачевным последствиям для отрасли – приведет к уменьшению финансирования и, соответственно, падению производства. «Если производители не выполнят форвардные контракты, и экспортеры прекратят финансирование, это приведет к падению в отрасли. Аграрный сектор может недополучить около 11–12 млрд. долл. финансирования, а также банки перестанут кредитовать производителей или значительно повысят проценты по кредитам из-за рисков невыполнения контрактов», – объясняет Сергей Иващенко.
Читай также: Зеленский встретился с инвесторами в аграрный сектор Украины
По словам экспертов агрорынка, производители зерна весной 2020 года заключили контракты на продажу не более 30% потенциального урожая по фиксированной цене. Поэтому даже если аграрии соберут зерновых на 20–30% меньше, они вполне способны выполнить контракты и получить дополнительный доход от продажи остатков урожая по текущим ценам на рынке.
Этой ситуацией озаботилось МЭРТ. Министерство призвало профильные ассоциации зернового рынка подписать меморандум, который защитит отрасль от срыва форвардных контрактов. Ведомство предложило договориться о возможном сокращении обязательств на объем потерянного урожая (в процентном соотношении) и о перенесении поставок этого недостающего объема на следующий сезон. По информации «Денег», стороны от подписания этого меморандума в итоге отказались.
Павел Харламов
Напоминаем, что журнал "Деньги" можно приобрести по этой ссылке.