Вопрос читателя: По ошибке кассира банка мой платеж ушел не тому юрлицу. В банке сказали, что средства вернут или переведут нужной компании только через 21 день. Какие нормативно-правовые акты регулируют подобные случаи, и есть ли возможность быстрее закрывать такие банковские ошибки? Екатерина, Киев

Читай также: Почему украинцы предпочитают рассчитываться безналичными

Если кратко, это делается быстрее, чем за 21 день, но нужно проявить настойчивость и сослаться на приведенные ниже нормативные акты. Порядок действий в случае перевода средств на счет ненадлежащего получателя регламентируется такими нормативно-правовыми документами: ст 1073 Гражданского кодекса, ст 32 и ст 35 закона О платежных системах и переводе средств в Украине, инструкцией НБУ от 21.01.2004 № 22 о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте.

Совершая кассовую операцию, кассир обязан предоставить клиенту квитанцию до проведения операции, а клиент должен ее проверить и своей подписью подтвердить, что указано все верно. Такой порядок действий сводит вероятность ошибки к минимуму.

“Если ошибка совершена отправителем - например, были предоставлены неверные реквизиты платежа, и после его выполнения отправитель желает его отменить, то это возможно в том случае, если операционный день еще не закрыт, или деньги еще не отправлены получателю“, - поясняет Ирина Стрепетова, начальник отдела депозитов и сбережений Укрсоцбанка.

Читай также: Ваша карта заблокирована: как избавиться от СМС-спама

Если ошибка допущена по вине банка, то в течение этого же дня банк должен перечислить деньги получателю на верные реквизиты. На случай, если этого не произошло, в законе прописан механизм защиты настоящего получателя средств.

“Получатель имеет право в установленном законом порядке требовать от банка-нарушителя инициирования перевода ему суммы за счет собственных средств и уплаты пени в размере 0,1 процента суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, начиная с даты завершения ошибочного перевода“, - говорит Виктор Виннык, директор операционного департамента Кредобанка. Общая сумма пени не может превышать 10% суммы перевода.

Помимо этого, банк-отправитель обязан запросить у банка-получателя возврат ошибочно отправленных средств. Эта операция должна произойти в течение трех дней после получения уведомления.

Читай также: В Украине вводят все больше комиссий за использование банкоматов

“Банк, обслуживающий ненадлежащего получателя, получив сообщение, передает его в день получения, но не позднее следующего рабочего дня получателю под подпись или направляет заказным письмом“, - пояснили Деньгам в ОТП Банке.

В случае невозврата ненадлежащим получателем средств в указанный срок, их можно взыскать в судебном порядке. Так или иначе, банк быстрее переведет средства на нужные отправителю реквизиты, если к нему обратится получатель этих средств, которому и собирался отправить платеж клиент-отправитель.

Ранее сообщалось о том, что украинцам хотят разрешить платить налоги в рассрочку.

Смотри также - Что делать при ошибочном платеже: