Честно говоря, расходная часть проекта бюджета, который был утвержден Кабинетом Министров в начале ноября, повергла меня в шок. Даже от нашего правительства я не мог такого ожидать. Ведь основным изменением, как мне казалось, должна была стать корректировка затрат в связи с повышением минимальной заработной платы до 3200 гривен. Но что мы видим по факту?
Читай также: Что будет с единым налогом в 2017 году
Бюджет Верховной Рады увеличен на целых 14%. Государственное управление делами (ДУСя), фактически обслуживающее главу нашего государства и других высокопоставленных чиновников, получит в 2017 году финансирование в размере 2 млрд. грн. Только вдуматься в эту сумму, которая на 48% больше по сравнению с бюджетом ДУСи, запланированным на 2016 год! Причем в эти 2 млрд. гривен на “содержание“ президента, который, как мы знаем, далеко не бедный человек, и его администрации будет потрачено 746 млн грн. А это означает рост издержек на 63% с 456 млн грн.
Генеральная прокуратура тоже отличилась. После роста расходов в 2017 году на 40% в первом варианте проекта бюджета, ГПУ добавила себе еще 400 млн грн. В результате, расходы генпрокуратуры в 2017 году возрастут по сравнению с 2016 годом на 52%.
Читай также: Ждите 2018-й: чем обернется для украинцев новая налоговая реформа
Образовательная субвенция в местные бюджеты увеличена на 11 млрд грн, медицинская субвенция местным бюджетам - на 9 млрд грн. Таким образом очевидно, что рост размера минимальной зарплаты будет стоить стране значительно больше, чем те 28,3 млрд грн, которые указаны в пояснительной записке к госбюджету. Не стоит забывать, что местные бюджеты получат 10,9 млрд грн дополнительных доходов в виде поступлений от уплаты налога на доходы физлиц (НДФЛ). Таким образом только медицина и образование раздувают затратную часть на 31 млрд. грн. А есть еще и множество других ведомств.
В то же время затраты Пенсионного фонда уменьшены на 14,8 млрд грн. Это будет сделано за счет увеличения отчислений на эту сумму в виде единого социального взноса, собираемого с предприятий вследствие поднятия минимальной ЗП до 3200 грн.
Фонд энергоэффективности в 800 млн грн, к счастью, остался неизменным. Его разделили на две программы по 400 млн грн. Но на фоне энергосубсидий в 50,8 млрд грн он все равно выглядит мизерным.
Читай также: Налог на выведенный капитал: чего ожидать украинцам
Правда, коррупционные энергосубсидии, переплаты по которым уже достигли 11 млрд грн, таки сократили на 3,6 млрд грн. Хотя реально надо сокращать еще миллиардов на 20. С другой стороны, непонятно, какому количеству домохозяйств достанутся субсидии после повышения минимальной зарплаты.
Поэтому коррупционная составляющая энергосубсидий, скорее всего, не уменьшена. А возможно даже и возросла.
На открытый бюджет веб-портала Edata, к сожалению, отдельное финансирование не предусмотрено. Его приходится реализовывать и дальше за счет внутренних резервов Минфина. Также министерство надеется на донорскую помощь. Что лишний раз подчеркивает: на самые нужные вещи в государстве всегда нет денег.
Зато финансирование верификации социальных выплат, которое способно дать потенциальный эффект в десятки миллиардов гривен, обрезано в 2 раза.
Общий вывод неутешителен: государственная коррупционная система показывает свои аппетиты и действует в свойственной ей манере. Заявили одну сумму издержек, но еще 50% решили придержать в откате. Объявили о повышении затрат бюджета на 28,3 млрд грн якобы от пересмотра минимальной зарплаты - в реальности же расходы возрастут более чем на 40 млрд грн. И фактически издержки сводного бюджета теперь оцениваются в 975 млрд грн, что составляет 37,2% ВВП. А это на 4,1% ВВП или на 110 млрд грн превышает ограничение, заложенное бюджетной резолюцией.
Читай также: В Украине отменят налог на прибыль
Более того, если даже бегло проанализировать доходы бюджета, то видно, что налоговая нагрузка на экономику от пересмотра минимальной зарплаты до 3200 грн возрастет на 35,2 млрд грн Увеличение на 9,5 млрд грн по госбюджету, на 10,9 млрд грн - по местным бюджетам и около 14,8 млрд грн по ЕСВ (именно на такую сумму уменьшен трансферт в Пенсионный фонд, со 156,1 млрд до 141,3 млрд грн). Также государство запланировало рост доходов по неналоговым поступлениям еще на 5,6 млрд грн. Из них 4 млрд грн - перечисление средств НБУ в бюджет,1,6 млрд грн - дивиденды. Таким образом, новый уровень минимальной ЗП приводит к повышению нагрузки на экономику в размере более 1,5% ВВП.
И ведь это еще не конец процесса. Как говорится, to be continued.