Движущие силы Майдана не стали его бенефициарами. Если антикоррупционный орган на исходе четвертого года революции получает с размаху в ухо за вскрытие коррупционной схемы, значит “в консерватории что-то не так“. Если в начале пятого года еще нужно объяснять, что простые и низкие налоги лучше сложных высоких – это еще более что-то не так в консерватории.
Читай также: От редактора: Предлагают, но не дают
К сожалению, ситуация такова, что реформы запускаются только тогда и если, когда ресурсов на сохранение старых недобрых схем просто не остается. Сейчас похоже на то, что мы “накануне грандиозного шухера“. Впереди 2018 год – последний перед началом массированных выплат по внешнему долгу, он еще и предвыборный, кстати.
А 2017 год украинская экономика заканчивает с темпами восстановления ВВП, что на уровне ошибки измерения. Нужно 7-9% в год с учетом того, куда ВВП рухнул в 2014-2015 годах. Ожидается по итогам 2017 года 1,8% (оценки МЭРТ) примерно. Даже прогнозируемый рост в 2018 году на 3,2% (оценки НБУ) – это ни о чем. Тем более, что МЭРТ прогнозирует 3% на 2018 год, 3,6% – на 2019 и 4 % – на 2020 год.
Бизнес вышел со встречи с президентом и премьером с воодушевлением и с двумя вопросами – "Когда?" и "Почему не год назад?"
Нам нужно, чтобы восстановление экономики шло вдвое быстрее. Но для этого требуется всего ничего – умерить аппетиты естественных монополий, снизить налоговое давление, давить коррупцию в госзакупках. Это очень сложный выбор – в таком случае бенефициаром становится средний класс плюс малый и средний бизнес. То есть движущие силы Майдана-2014. И из бенефициаров вылетают “любі друзі“.
Встреча премьера и президента с бизнесом? Радоваться надо. И есть причины – нам обещано много хорошего. Но в тени осталась проблема демонтажа упрощенной системы налогообложения. Есть проблема сопротивления минфина введению налога на выведенный капитал – 1 декабря на упомянутой встрече Александр Данилюк лихо оппонировал Нине Южаниной по поводу этого. Слушайте, ну если министр финансов возражает реформам, может быть ему не стоит оставаться в этом кресле? Он за год не смог решить проблему налоговой милиции. Год – это долго. Хотя он, как утверждают знающие люди, имел всю необходимую для этого поддержку.
Читай также: От редактора: Пчелы против меда или монополия на распил
И вместо сопротивления налоговой реформе и атак на “упрощенку“ хочу видеть от министра финансов старта переговоров о “реструктуризации-2.0“ по внешнему госдолгу. Потому что у нас выбор простой: ресурсы уйдут или на стимулирование экономического роста, или на выплаты внешним кредиторам. А власти в 2018 году, накануне выборов-2019 крайне нужна success story, признаков которой пока не видать. И нужны деньги для ублажения неимущих групп избирателей. Без экономического роста ресурс для этой цели можно получить только освежевав до костей тушку МСБ. Но МСБ этого точно не позволит.
Александр Крамаренко
Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 23 от 7 декабря 2017 года. Номер можно купить онлайн.
Придбати журнал “Гроші“ № 23 від 7 грудня 2017 року українською мовою.