За две недели, с 14 по 25 мая, гривна укрепилась на 0,08 п. п. – до 26,15 грн./долл. (средневзвешенный курс продажи на момент закрытия межбанка в пятницу 25 мая). А дальше – длинные выходные (межбанк откроется во вторник) и приход лета. В июне особых потрясений гривне не пророчат. Причина – достаточный объем валюты на межбанке, сбалансированный уровень спроса и предложения. А значит, вполне возможен курс в коридоре 25,7–26,3 грн./долл.

Читай также: Александр Крамаренко: Дембельский аккорд

“Курсовые тренды летних месяцев будут определяться соотношением валютного предложения, формируемого продажей экспортной выручки аграриями и металлургами, и спроса со стороны основных покупателей: импортеров-энерготрейдеров, опасающихся дальнейшего роста цен на нефть, нерезидентов, выводящих дивиденды и конвертирующих в валюту средства от погашения ОВГЗ, банков, которые с мая проводят операции с валютой по более демократичным правилам“, – считает директор казначейства Банка Кредит Днепр Олег Куринной. Лето, действительно, традиционно считается периодом затишья и ревальвации гривны.

“Резких колебаний не ожидаем. Нацбанк готов выкупать излишки валюты с рынка для пополнения валютных резервов – ежедневно в пределах 10 млн. долл. Такой сигнал, безусловно, влияет на настроения игроков“, – считает директор департамента казначейства Идея Банка Ярослав Кабин.

Кстати, о валютных аукционах. Последний аукцион НБУ провел 6 апреля. После этого не было ни аукционов по покупке валюты Нацбанком, ни сделок по запросу лучшего курса.

Пожалуйте платить

По данным Министерства финансов, в июне на погашение и обслуживание внешнего госдолга будет направлено 8,26 млн. долл., в июле – 13,47 млн. долл., в августе – 62,16 млн. долл., а в сентябре – 577,19 млн. долл.

Так что с приближением делового сезона давление на гривну будет усиливаться еще и потребностью погашать долги. Другой фактор, о котором эксперты говорят уже который месяц, – это выведение валюты нерезидентами после погашения гривневых ОВГЗ, на 25 мая объем портфеля ОВГЗ у нерезидентов – 10,8 млрд. грн.

Резкий выход инвесторов из ценных бумаг увеличит давление на гривну. Нивелировать девальвационные риски могло бы поступление транша МВФ. Но его пока нет. В Нацбанке отметили, что Украина в текущем году может получить 1,9 млрд. долл. от МВФ, 0,8 млрд. долл. – от Всемирного банка, 0,5 млрд. долл. – от Еврокомиссии. И именно продолжение сотрудничества с Фондом позволит Украине и привлечь ресурсы от других кредиторов, и получить благоприятные ставки по собственным еврооблигациям на 2 млрд. долл., выпуск которых на 2018 год наметил Минфин.

“Мы считаем: если Украина выполнит все требования, необходимые для продолжения сотрудничества с МВФ, то рынки для бондов страны будут более благоприятными, чем сейчас“, – отметил замглавы Нацбанка Олег Чурий. В части самых важных требований было названо два: принятие закона об антикоррупционном суде и повышение стоимости газа для населения до импортного паритета. Оба условия на 25 мая не выполнены.

Отсрочка в реализации программы Украины и МВФ влияет на интерес инвесторов к государственным ценным бумагам. 22 мая Минфин повысил стоимость долларовых ОВГЗ до 5,6–5,65% годовых, но объем размещения все равно упал в 2,5 раза – удалось привлечь всего 272,3 млн. долл.

И о дефолте

А что с угрозой дефолта, о которой так много говорят в мае? Да, действительно налицо дефицит резервов НБУ для выплат в 2018–2020 годах, “Деньги“ многократно публиковали данные об этом. И спасти может одно из двух – новые крупные внешние займы и/или реструктуризация старых долгов на более длительные сроки выплат. Это – серьезная проблема, но она принципиально решаемая, как показал опыт 2015 года.

Пока же дефолтом пугают для того, чтобы подвигнуть правительство к тем реформам, которые предусмотрены в Меморандуме о сотрудничестве с МВФ. Такие реформы, безусловно, нужны, но дьявол, как всегда – в деталях. В том числе в особенностях закона об антикоррупционном суде.

В действительности, отказ от выплат по внешнему долгу в прежнем графике Украина практиковала совсем недавно – в 2015 году, когда реструктурировали внешний госдолг под руководством министра финансов Наталии Яресько. Именно из-за реструктуризации курс не обвалился. Так что переговоры о реструктуризации, которые крайне необходимы Украине, вести нужно снова. А страшилки о дефолте – хорошее средство, чтобы напомнить правительству о проблеме, которая реально есть. Лишь бы это лекарство не оказалось страшнее болезни. Потому что паникой курс у нас в стране тоже срывали.

Наталия Богута

Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 10 от 31 мая 2018 года. Номер можно купить онлайн.

Придбати журнал “Гроші“ №10 від 31 травня 2018 року українською мовою.

Новости от Деньги.uа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua