Когда мы говорим о гостендерах, то речь идет не только о Prozorro, а о реформе всей системы закупок. Основные ее цели - преодолеть неэффективную растрату бюджетных средств и коррупцию. И электронная система торгов - это лишь один из инструментов борьбы с этими явлениями.
Читай также: Чиновники бойкотируют ProZorro на допороговых закупках
Вообще, в сфере гостендеров существуют две глобальных проблемы. Первая - это огромный штат госслужащих, около 200 тысяч человек, которые задействованы в процессе закупок. А покупает государство все - от средств гигиены в детском саду до устройств для атомных электростанций. Работа в тендерных комитетах идет “в нагрузку к основным обязанностям чиновников”, никакого специального образования для этого они не имеют. Соответственно, способностей и желания проводить тендеры качественно у них зачастую нет, а понимание процесса закупок однозначное: если не для себя, то можно провести тендер кое-как. В итоге цены оказываются завышенными, а уровень качества товаров и услуг под большим вопросом. Разумеется, при таком подходе и коррупционная составляющая зашкаливает.
Поэтому мы нацелены на то, чтобы обучить людей по всей Украине работать с системой, донести до них ее преимущества. Для реализации этой идеи мы ездим по стране с семинарами, создали образовательный курс на онлайн-платформе Prometheus, проводим очный курс в Киевской школе экономики. С этой же целью мы стремимся создать Центральную закупочную организацию, которая высвободит большое количество человеко-часов. Экономия ресурсов будет происходить за счет объединения типовых тендеров разных органов власти в один большой. Так, например, в марте мы огласили единый тендер на закупку офисной бумаги для всех министерств.
Читай также: От кенгуру до хвойного экстракта: что покупают госучреждения Украины
Вторая проблема - низкий уровень конкуренции. Ее необходимо радикально повышать, только так удастся исключить возможность “договорняков“ между несколькими поставщиками, появление компаний-“пустышек“. Для этого мы активно работаем над маркетингом Prozorro. “Хабармен Семен“ прочно засел в умах предпринимателей. В итоге, многие отправились к нам искать ответы на свои вопросы, получили знания о работе системы, попробовали и, в конце концов, убедились, что работать с государством теперь не так сложно и неприятно, как раньше.
Мы видим позитивную динамику, рынок закупок очищается, международные компании начинают принимать участие в тендерах. И количество анонсируемых торгов уже достигает 4 тысяч в день.
Хотя без конфликтов, сложностей и разбирательств, конечно, не обходится. Но они помогают структурировать проблемы, решать их. Мы не можем добиться, чтобы у нас было 4 тысяч идеальных тендеров. Однако способны добиться того, чтобы доля “некачественных“ конкурсов со временем снизилась. Хотя если посмотреть на статистику, то на несколько тысяч анонсированных закупок приходится менее 20 жалоб в АМКУ в день. Это капля в море.
Читай также: Селидовуголь закупал мясо по 4 тысячи гривен за килограмм
Плюс ко всему, из-за своей щепетильности многие участники тендеров не хотят озвучивать недовольство. Я часто привожу пример поведение людей из разных стран мира в супермаркете. Когда жителя Польши или Германии что-либо не устраивает в качестве товаров, в обслуживании, то он стучится во все двери - от администратора до управляющего магазином и вплоть до директора сети. В итоге отстаивает свои права. Украинец в подобной ситуации постесняется говорить о проблеме, скорее промолчит. Проблема останется нерешенной и будет преследовать постоянно, как не пройденный жизненный урок.
В то же время, любой житель Украины теперь имеет возможность проверить, кто победил в том или ином тендере, кто будет поставлять продукцию, выполнять работы, кто отвечает за качество. И это действительно большая победа. Кроме того, нам удалось добиться сокращения сроков оспаривания тендеров в 2,5 раза. Хотя мы по-прежнему находимся в поисках идеальной формы обжалования для допороговых закупок, движемся в направлении рамочных закупок, работаем над интеграцией государственных реестров, чтобы избавиться от опостылевших справок, и строим алгоритмы риск-менеджмента.
По сути, первый период становления системы электронных закупок уже позади. При этом есть множество идей и желание их реализовать. Наша главная задача объяснить людям, что ProZorro - это не пакетная программа, которую достал из коробки и пользуешься. Это живой организм, над которым мы работаем постоянно.
Максим Нефьодов