Нулевое декларирование никогда в Украине не проводилось. И это новая для нашей страны практика. Но сегодня для такой меры есть веские обоснования. Уклоняться от налогов, не подавать информацию и гарантированно понимать, что о тебе (о корпоративных правах, об активах и твоей бизнес-деятельности) никогда не узнают – нонсенс. Прозрачность информации приобретает совершенно иные масштабы. Например, некоторые страны уже внедрили полный обмен данными – о бенефициарах, о движении по счетам, об операциях и различных сделках. И мы тоже уже в ближайшие годы будем владеть такой же информацией, получая ее от других юрисдикций (стран). Поэтому нам так важно стартовать с нуля. И поэтому мы прекрасно понимаем, что уже давно пора внедрять косвенные методы контроля доходов физлиц (как задекларированных, так и сокрытых) на основе анализа расходов.

Читай также: В Украине хотят ввести налог на купленную за границей технику

В то же время, если бы депутаты в 2015 году более взвешенно подошли к либеральной налоговой реформе, которую мы им предлагали, сейчас было бы намного меньше вопросов и проблем. Бизнес смог бы перестроиться и адаптироваться, привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями законодательства.

Однако одноразовое декларирование – не амнистия. И не зря в проекте разрабатываемого закона указано, что доходы, которые физлицо обнажает добровольно, будут облагаться по ставке в размере 5%. Мне кажется, это справедливо. Хотя на рабочей группе по данному вопросу были разногласия. Кто-то говорил, что такая ставка не может превышать 1–2%, а кто-то – что нельзя вообще позволять декларировать активы, приобретенные за доходы, с которых не уплачены налоги. Общество смотрит на этот вопрос по-разному. Но мы пытаемся учесть опыт других стран, которые уже внедряли подобные меры у себя, и анализируем те результаты, которых им удалось достичь.

Читай также: Чем будет заниматься антиоффшорная комиссия Порошенко-Южаниной

Тем не менее, я не отрицаю, что наработку законопроектов по имплементации хотя бы некоторых шагов из плана BEPS (комплекс мер против увода доходов в низконалоговые юрисдикции. – Ред.), например, следовало бы сделать более осторожно и растянуть во времени. Это необходимо для того, чтобы не навредить экономике, не создать социальную напряженность. Ведь, проанализировав многие законы, которые принимались с благими намерениями, все равно можно увидеть их негативное косвенное влияние по тому, как бизнес уходит в “тень“. И чтобы это не повторилось снова, следует подходить к любым изменениям очень взвешенно.

Но то, что однозначно нужно делать, это имплементировать в украинское законодательство правила контролируемых иностранных компаний (КИК). Потому что иного пути для нормальной работы с партнерами из других юрисдикций – не боясь, что тебя в любой момент могут уличить в неуплате налогов – для бизнеса нет. И это правило, которое нужно установить уже в 2018 году. Таким образом, у нас есть достаточно времени, чтобы в 2016 году провести декларирование, за 2017 год собрать необходимую информацию и с 2018 года начать работать по новым требованиям. К тому же, мы рассчитываем, что за это время как раз заработает в полную силу автоматический обмен информацией.

Читай также: Нина Южанина о ЕСВ: Времени у нас нет

В принципе, Государственная фискальная служба и сейчас получает от некоторых стран данные о налогоплательщиках, но ГФС их попросту складирует и архивирует, хотя накопленную информацию необходимо применять во благо государства. В связи с этим нам также необходим пересмотр функциональных обязанностей этого органа и структурная реформа ГФС, которая будет неразрывно связана с имплементацией правил BEPS и деоффшоризацией.

Читай также: По чьим кошелькам ударит налог на недвижимость - эксперт

Поэтому сейчас самое время вернуться к налоговой реформе, которую мы предлагали в прошлом году, и которая не была до конца осознана прошлым составом правительства. Там есть целые разделы, которые позволят уменьшить давление на налогоплательщиков. А бизнес и физлица, в свою очередь, получат понятные и посильные налоги. И это значительно облегчит борьбу с теми непрозрачными операциями, на которую направлены наши усилия.

Ранее сообщалось, что в Украине хотят ввести дополнительный налог на топливо.