У нас принято считать, что четвертая индустриальная революция – нечто далекое и недосягаемо передовое, которое до Украины еще не добралось. На самом же деле, это уже реальность и в нашей стране. Но пока только в IT-отрасли, представители которой вовсю реализуют проекты для компаний из списка Fortune.

Читай также: Веский стимул для упрощенцев: Есть ли альтернатива единому налогу

Не совсем понятно лишь то, что помогло Украине, государству с падающей экономикой, стать полноправным участником такого глобального процесса? Ведь если с точки зрения количества разработчиков, то по сравнению с большинством европейских соседей-конкурентов их у нас много. Но как только попробуем сравнить Украину с Индией, то окажется, что всех украинских айтишников меньше, чем разработчиков в первой тройке индийских компаний. Так что соревноваться по масштабу нам пока сложно.

Конкурировать по стоимости разработки ПО? Но и здесь мы проигрываем азиатским коллегам в два-три раза. Стоимость IT-услуг зависит, в основном, от расходов на выплаты разработчикам, доля которых в себестоимости составляет около 80%. А учитывая новый имидж Украины, как воюющей страны, задирать цены мы не можем.

Как ни странно, не только удержаться на плаву, но и развиваться отрасли помогает практика использования разработчиками системы единого налога, ставшая почти за два десятилетия традиционным подходом в ведении этой сферы бизнеса.

Читай также: Убрать все лишнее: Какой должна быть налоговая реформа

Сам по себе формат “упрощенки“ почти уникален, так как он полностью соответствует, с одной стороны, законодательству Украины, а с другой – мировым трендам, где классическое понятие сотрудника как штатной единицы теряет свой смысл и постепенно отмирает. И вообще, нужна ли компания как место работы IT-специалисту? Далеко не всегда. Обладая базовыми навыками ведения бизнеса, можно обеспечить себе удобный и комфортный график. И работать, где хочешь и когда хочешь. А многие специалисты, которым удается стать лидерами в своей профессии, попросту не хотят привязывать себя к какой-либо структуре. Они предпочтут работать в одиночку, выполняя отдельные проекты.

Да, нередко в отношении системы налогообложения (упрощенной, в том числе) поднимается вопрос о ее справедливости. Но когда идет речь о справедливости именно в отраслевом масштабе, нужно понимать ее критерии. Одинаковые ставки налогов для фонда оплаты труда, НДС, рентных платежей могут дать совершенно разные нагрузки. И среднее отношение объема уплаченных налогов к обороту для IT-индустрии сегодня такое же, как и у других. И действующая налоговая система работает для этой отрасли вполне эффективно. Однако, говоря о налоговой справедливости, стоит учесть и то, что денег для обеспечения социального равенства в государстве нет. Потому любые условия, которые реально работают и позволяют увеличивать экономику важнее для государства, чем абстрактные теоретические идеи.

Читай также: Давят, крутят, выжимают: Как налоговики проверяют бизнес

К тому же, экспорт услуг и интеллектуальной собственности – это де-факто чистый экспорт. Металлургам надо добыть руду, извлечь из нее сырье, аграриям – закупить горючее и комбайны, удобрения и т. д. То есть экспортные показатели этих отраслей можно смело откорректировать на размер необходимого им импорта, который в IT исчезающе мал по сравнению с экспортом.

Вообще, власть в налоговом контексте сегодня может сделать для интеллектуальных и технологичных отраслей очень многое. Конечно, если сработают идеи, заложенные коллективом либерального законопроекта № 3357, это будет прекрасным решением. Но лучший вариант на средне- и краткосрочную перспективу – зафиксировать своеобразный статус-кво на изменения в налогообложении для IT-индустрии, сохранив действующий подход. Если говорить о налоговом стимулировании в долгосрочной перспективе, то такие стимулы должны стать частью глобальных стратегий по развитию IT-отрасли. Конечно, при условии, что наша страна будет не территорией нелепых экспериментов для чиновников и законодателей, а примером построения современной креативной экономики.

Виктор Валеев