В августе 2019 года Укртрансгаз и Нафтогаз провели совместные учения, во время которых отработали порядок действий диспетчеров и других служб Оператора ГТС Украины в случае остановки Газпромом транзита по территории Украины в страны Евросоюза с 1 января 2020 года. Это рутинное сообщение прошло незамеченным отечественными медиа. А напрасно. Это – сигнал о том, что не исключен самый жесткий сценарий.

Об этом заявил Андрей Старостин в комментарии для Деньги.ua.

  • Варианты есть?

Украина не смогла арестовать активы Газпрома в наиболее зависимом от украинского транзита секторе Восточноевропейской части ЕС. Аресты в этом регионе могли бы облегчить украинской стороне переговоры о новых условиях транзита. Арест охватил только менее зависимый от транзита Украины регион 3ападной Европы:

До конца 2020 года мы взыщем всю сумму около – 3 млрд. долл., начнем в середине 2020 года и закончим взыскание к концу 2020 года, – заявил 16 августа исполнительный директор НАК Нафтогаз Украины Юрий Витренко.

Он уточнил, что арестованы активы в Великобритании и Нидерландах.

В Люксембурге и Швейцарии есть определенные меры ограничения. Их нельзя назвать арестами: если такие активы там появятся, они будут заморожены. У нас пока нет разрешения на реализацию этих арестованных активов в рамках процедуры принудительного взыскания долга. Так работает законодательство стран. Вы можете активы заморозить, но для их купли-продажи необходимо отдельное судебное решение, – заявил он.

Читай также: Что ждать от коммунальных тарифов осенью

Незатронутыми украинскими арестами оказались те активы группы Газпром, которые работают в странах с почти полной зависимостью от транзита через Украину. В перечень активов входят полные права собственности компании Газпром Нефть на сербскую нефтегазовую Petroleum Industry Serbia, а также доли группы компаний в Moldovagaz SA, румынской Konef Gas SRL и болгарской Overgas Inc AD.

Пока Нафтогаз Украины на высоком уровне проводил угрожающий арестами Газпрому спор в Стокгольмском арбитраже, в двух последних компаниях сменились собственники. Арестовать те активы уж невозможно потому, что они перешли в полное распоряжение контрактных партнеров Газпрома. В Румынии это – российский миллиардер Виталий Мащицкий, владеющий также местными глиноземным и алюминиевым заводами. В Болгарии это – местный газотрейдер Сашко Дончев, который во времена бывшего СССР руководил строительным проектом московской компании Газстроймонтаж в Украине – тогда была построена ветка украино-российско-турецкого газопровода Тальное–Ананьев–Измаил (ТАИ).

ТАИ был в 1994–2004 годы первым в Украине частным предприятием магистральных газопроводов – ПрАТ Газтранзит. До недавних пор им совместно владели родственная Газпрому турецкая Turusgaz, сам Газпром и НАК Нафтогаз Украины. В 2018 году в ходе выполнения решений Стокгольмского арбитража НАК арестовала и продала 40% акций Газтранзита, в результате чего новым собственником этого бывшего российского актива стал киевский корпоративный венчурный фонд Голдмен.

На этом пока все. О других арестованных НАКом в Западной Европе активов публичная информация не фигурировала. 

Вести переговоры с Газпромом, имея в запасе аресты его “дочек“ в Турции, Молдове или Сербии, было бы намного легче. Имея такие козыри, Киев мог бы не очень публично обещать Москве какие-то особенные условия управления арестованными активами, и взамен – публично и уверенно требовать от россиян уступок по тарифам и длительности транзитного договора.

Но гораздо тяжелеек сейчас, начинать переговоры только с одним козырем на руках – имея на две трети отобранный у Газпрома Газтранзит (потому что аффилированный российско-турецкий Turusgas в его капитале остался).

  • К переговорам почти готовы

Поскольку Нафтогаз не успел провести нужные ему для переговоров аресты в Восточной Европе, складывается такая обстановка, при которой Газпром не видит для себя особой угрозы. И к трехсторонним транзитным переговорам, намеченным на 16 сентября, стороны выдвинули взаимно неприемлемые условия.

Например, первая и главная сторона переговоров – Еврокомиссия, требует от компаний РФ и Украины заключить новый долгосрочный 10-летний транзитный газовый контракт.

Вторая сторона переговоров – сидящие по одну сторону стола ДП ОГТСУ Укртрансгаз и НАК Нафтогаз Украины – предлагают Газпрому такие варианты: долгосрочный контракт либо до его заключения – краткосрочные своп-контракты. По ним Газпромэкспорт или его уполномоченные трейдеры будут передавать этим украинским компаниям (или их трейдерам) транзитный газ на границе Украины и РФ и затем передавать товар на границе Украины и ЕС, с вычетом затрат на транзит и технический газ.

Читай также: Украина договорилась с Польшей о поставках американского газа

Третья сторона переговоров – Газпром – не прижата эффективными арестами, поэтому категорически против нового договора. Позиция этой стороны – продлить старый контракт между НАК и Газпромом. Продление предполагает постсудебное “урегулирование“ решений Стокгольмского арбитража об арестах.

То есть совместное управление арестованным имуществом в Западной Европе и Украине. И отказ Украины от выигранных сумм, как следствие, очевиден.

Кроме этого главного условия, глава правления Алексей  Миллер 28 июня 2019 года объявил три отдельные позиции. Первая: Газпром – за продление транзита, но только на старых условиях, и поэтому, даже не имея договора, он резервирует для этого необходимые мощности. Вторая позиция – несговорчивость Украины угрожает срывом снабжения ряду стран ЕС, поэтому Еврокомиссия должна заставить украинские госкомпании делать то, что нужно Газпрому. И третья позиция – Газпром якобы официально не получал от украинской стороны предложение переходить с 1 января 2020 года на краткосрочные своп-контракты.

Для Украины переход транзита на своп-контракты в условиях отсутствия концессии ГТС системными иностранными энергетическими корпорациями – это мало приемлемо. Хотя бы потому, что очевидно повторение давно пройденного в 2001–2004 годы пути, когда всем рулили оффшорные трейдеры.

  • Так транзит будет, или как?

Внятная перспектива транзита российского газа через Украину обозначится не раньше того момента, когда пройдут намеченные на сентябрь трехсторонние переговоры. А пока страны Восточной Европы вовсю готовятся к возможным перебоям с транзитом газа.

Вадим Бринзан, глава Минэкономики Молдовы, 7 августа заявил прессе, что его страна готовится к реверсу газа из ЕС и Украины через северную Молдову. По словам Бринзана, Молдова планирует сдать в эксплуатацию соединяющий ее с Румынией Унгены–Кишинев, но не ранее марта 2020 года.

Мы хотим, чтобы зимой у нас были запасы газа, если с Газпромом пойдет что то нет так, – заявил Бринзан.

У Молдовы, как и у большинства стран Восточной Европы, пока нет альтернативы украинскому транзиту от Газпрома, но она готовится к худшему сценарию.

Болгария также готовится к возможным перебоям с транзитом – эта страна весной начала строительство газопровода – перемычки с Грецией. До ввода в строй перемычки в 2020 году Bulgargaz протестировал прием танкеров со сжиженным природным газом через портовый терминал в Греции.

Греция, в свою очередь, также готовится к тому, что трехсторонние переговоры ЕС–Украина–РФ могут не принести успеха, и возникнут перебои с транзитом. С 2020 года Греция планирует полностью перейти на поставки азербайджанского трубопроводного газа из Турции. Вдобавок к этому, греческий оператор ГТС DEFSA с 2020 года готов обеспечить транзит в Болгарию всеми возможными способами: от своп-контрактов с трейдерами Газпрома до транспортировки газа азербайджанской Socar.

Читай также: Нафтогаз назвал зимнюю цену на газ

Эти и другие меры говорят, что Восточная Европа лихорадочно готовится к перебоям или к видоизменению привычных схем транзита газа через Украину.

Словом, катастрофы пока не предвидится, ведь трудно представить себе, что без газа с начала 2020 года могут остаться многочисленные российские активы в Восточной Европе, на которые Украина несколько лет не обращала внимания. Газ у них, скорее всего, будет, вопрос только в ценах.

Да и украинская ГТС вряд ли останется вообще без транзитных доходов – трейдеры будут покупать у операторов газопроводов услуги по прокачке газа не с востока Украины на запад, а наоборот, по давно испытанной реверсивной модели работы ГТС “запад–восток“. Очередные диспетчерские учения отработки этой модели были проведены 29 августа. 

  • Подушечка безопасности

Чтобы гарантировать подачу газа в обратном направлении на случай паузы, Укртрансгаз заявил о том, что с 1 января может начать работу соединение ГТС Украины и Румынии в Одесской области. Кроме этого, 31 августа представители США, Украины и Польши заключили меморандум о мерах энергетической безопасности, а украинская компания ERU и польская государственная PGNIG заключили договор о поставках в Украину.

Мы зарезервировали полную мощность LNG-терминалa в Свиноуйсьце, где ожидаем 39 поставок в следующем году, и имеем свободную мощность в газопроводе в Польше и на ее границах, – заявил прессе президент Правления PGNiG Петр Возняк.

Стратегически коммерческий договор и межправительственный меморандум дадут Украине новый аргумент к переговорам с Газпромом. Вот только запланированное в рамках этих августовских соглашений строительство газопроводной перемычки Польша–Украина не будет закончено к началу 2020 года. Кроме этого, по словам представителя польского правительства по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петра Наимского, мощность перемычки – всего 2 млрд. куб. м в год. Поскольку весь импорт Украины в 2018 году составлял чуть больше 10 млрд. куб. м, кардинально перемычка проблему не решит. Но еще одним аргументом на переговорах послужит. Если бы газпромовских активов было арестовано больше, вес украинских аргументов, как минимум, удвоился бы.

Напомним, зачем потребителю покупать газовый запас.


Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook 

Смотри также - Оружие и газ Украины. Время покажет. Фрагмент выпуска от 03.09.2019