Документ Нацбанка содержит несколько важных рекомендаций. В первую очередь, признание того, что попытки ограничить рынок криптовалют могут увести его в тень. Важен и призыв узаконить майнинг как вид деятельности. “В соседней Польше, Швеции и других странах майнинг является официальным видом бизнеса, который, в том числе облагается налогом наравне с другими видами деятельности. В Украине давно существует код экономической деятельности “63.11. Обработка данных, размещение информации на веб-узлах и связанная с ними деятельность“, который, на мой взгляд, в чистом виде подходит для майнинга“, – отмечает Сергей Бондаренко главный технический директор DeloitteUkraine. Однако майнинг сопровождается затратами, поэтому необходим четкий регламент учета не только доходов, но и расходов на него.

Читай также: Украинским майнерам разрешат не платить налоги - новый законопроект

Другая важная бизнес-возможность, по мнению Сергея Бондаренко, – обмен криптовалют на фиатные(традиционные) деньги и обратно: лицензирование обменных пунктов и криптовалютных бирж откроет новые возможности для экономики в стране. Однако здесь Нацбанк ожидают вызовы: официальных источников информации о курсах криптовалют не существует – только нерегулируемые биржи. Отсутствуют и технические стандарты технологии распределенных реестров, хотя работу над ним уже ведет технический комитет 188 “Блокчейн и технологии распределенных реестров“. Есть у документа Нацбанка и ряд других недостатков. Ведь представления чиновников о “сути криптовалют“ весьма туманны.

Также в рекомендациях Нацбанка отмечен риск использования криптовалют для отмывания “грязных денег“ и финансирования терроризма. Хотя блокчейн дает уникальные возможности отслеживать каждую транзакцию по любым кошелькам. “Достаточно развернуть ноду биткоин, а это – обычный компьютер за 1,5 тысячи долларов, и вся глобальная история транзакций у вас в руках. Именно это обстоятельство в свое время привело ФБР к полному раскрытию и уничтожению The Silk Way – огромного теневого рынка оборота оружия и наркотиков“, – поясняет Сергей Бондаренко. И именно поэтому в 2015 году казначейство Великобритании выпустило бюллетень, в котором риск финансирования терроризма и теневой экономики с использованием криптовалют оценивается как низкий. “Нашим регуляторам, финмониторингу, киберполиции и другим профильным инстанциям необходимо изучать природу криптовалют, учиться криптофорензику, либо хотя бы пользоваться услугами организаций, специализирующихся на таких исследованиях, например Ciphertrace“, – уверен Сергей Бондаренко.

Читай также: Как подросток бросил школу и сколотил 3 миллиона на биткоинах

В Нацбанке пока не решили, как именно стоит узаконить криптовалюты в Украине, и каким должен быть законопроект по урегулированию их рынка. Но в совете НБУ считают, что заняться этим вопросом стоит. “Создание необходимой правовой базы станет первым шагом на пути построения прозрачного и понятного рынка криптовалют. Это будет способствовать продвижению инновационных технологий и цифровой экономики как отрасли знаний в Украине“, – настаивает глава совета НБУ Богдан Данилишин.

Олеся Блащук

Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 21 от 9 ноября  2017 года. Номер можно купить онлайн.

Придбати журнал “Гроші“ № 21 від 9 листопада 2017 року українською мовою.