Уже сейчас можно прогнозировать, что ноябрь станет месяцем наиболее жесткого наступления нынешней парламентской оппозиции на Кабинет Министров с целью вызвать парламентский кризис и добиться досрочных выборов в Верховную Раду Украины. Время выбрано не случайно. Во второй декаде ноября население начнет получать платежки за газ и отопление, и та его часть, которая не оформила субсидии, окажется, несмотря на ожидания, все же сильно ошарашена цифрами в них.
Читай также: Как оформить рассрочку на отопление
Оппозиция будет активно работать с этой частью электората. И, вероятно, попытается вывести ее на площади городов, тем паче, исторических ноябрьских поводов – более чем достаточно.
Власть же рассчитывает, что политика сдерживания через субсидии и рассрочки по коммунальным платежам, плюс информационная политика значительной части каналов, станет достаточной, чтобы минимизировать протестные настроения и свести атаку оппозиции к нескольким плохо скоординированным акциям.
Кто окажется прав – покажет время. Мы же в этой статье попробуем ответить на самые простые вопросы и в то же время дать целостный анализ происходящим процессам, разобравшись в экономических, бизнес и юридических составляющих того, что звучит в официальных хрониках как “повышение тарифов для населения”.
Почему растут тарифы?
Читай также: В Украине хотят внедрить полный учет коммуслуг
Вначале небольшой ликбез. Основной составляющей роста тарифов является повышение стоимости природного газа как для бытовых потребителей, так и для теплогенерирующих предприятий. Притом, что целый ряд теплогенерирующих предприятий перешли (где это возможно) на альтернативные источники сырья (в основном – уголь), стоимость угля для производства одной гигакалории все равно значительно превышает прежнюю стоимость газа и лишь незначительно ниже его нынешней стоимости. Там, где газ является безальтернативным (например, на ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6 ПАО Киевэнерго), себестоимость газа в стоимости гигакалории составляет более 80%. Таким образом, повышение тарифа на тепло и горячую воду при централизованном горячем водоснабжении – практически полностью результат повышения цены на газ.
От “тарифа” к “цене на газ” отечественной добычи
С момента возникновения независимой Украины возможность контроля над поставками импортного газа всегда позволяли создавать крупные капиталы. Достаточно вспомнить схемы поставки туркменского газа (Итера) или российского (РосУкрЭнерго) и криминальные и политические войны вокруг права контролировать данные схемы.
Но за период до 2015 года никто и никогда, казалось бы, не покушался на “газ для населения”. Т.е. на газ, который поставлялся непосредственно населению или опосредованно для нужд населения через предприятия теплогенерации. Потому и стоимость газа/тепла была различной. Дешевый газ отечественной добычи шел для населения, дорогой (импортный) для всех иных субъектов. Существование нескольких цен создавало благоприятные условия для крупных злоупотреблений в газовой и теплогенерирующих отраслях. Результатом этого стало получение сверхприбылей компаниями или субъектами, которые контролировали газовую розницу (под “газовой розницей” мы понимаем централизованные поставки газа газопроводами) и предприятия теплогенерации. На практике это выглядело следующим образом. Для газовой розницы там, где отсутствовали газовые счетчики, населению засчитывались нормы потребления, которые значительно превышали реальные потребности населения, а неучтенный “газ для населения” продавался промышленным потребителям по цене в 3-4 раза превышающую цену, по которой НАК “Нафтогаз” продавал газ газовой рознице. Для теплогенерирующих предприятий работала весьма мутная схема с газом “электрическим” (т.е. часть газа шла на производство электроенергии – по мировым ценам) и газом по разной цене для разных потребителей.
Читай также: С каким доходом украинцы могут рассчитывать на субсидию
Таким образом, на разных ценах на газ для населения всевозможные посредники зарабатывали сверхприбыли, значительная часть из которых разными способами выводилась в теневой сектор экономики. Впрочем, на территории страны вполне официально действуют и частные газодобывающие компании. Впрочем, как будет описано ниже, юридический их статус вызывает серьезные сомнения.
До определенного периода сначала весь, после – большая часть газа отечественной добычи, шел на нужды населения. При этом государственные газодобытчики (речь в первую очередь идет о крупнейшем ПАО Укргазвыдобування) фактически ничего не зарабатывали – газ на поверхности выкупался НАК Нафтогаз за копейки. Да и сам НАК постоянно имел значительную дыру в бюджете за счет выведения части газа отечественной добычи от населения и необходимости разбавлять его дорогим импортным газом для сохранения газового баланса.
В различное время часть газа государственной газодобычи (речь идет о 20-25% всей добычи газа в стране) были выведены из категории “газ для населения”, а эта часть газа начала реализовываться на рынке, создавая сверхприбыли у субъектов, которые данную добычу контролировали (дело Онищенко тому пример).
Читай также: Как можно снизить плату за горячую воду
Где-то к 2011-2012 году полностью сформировалось противостояние между субъектами, которые зарабатывали на газе отечественной добычи. С одной стороны – старое лобби, заинтересованное в сохранении статус-кво и строящее схемы превращения “газа для населения” в “газ для иных целей” с маржей для себя, с другой – мощное новое лобби газодобытчиков, заинтересованных в снятии ограничений по цене на газ для населения и, вероятно, постепенной приватизации всей газодобывающей отрасли.
Во времена Януковича был найден паритет. Старое лобби входило в состав различных групп правящей партии, новое строило систему отношений через “долю малую” с “семьей”. Обострение противостояния началось уже после смены власти. “Старые” потеряли большую часть влияния, в то время как “новые” легко переориентировались под возникшие реалии. Там, где переориентация происходила не достаточно последовательно, возникали “казусы Онищенко”. Благо, что все пакеты с документами хранились у правоохранителей с дореволюционных времен.
В этой ситуации наиболее проблематичным для реализации идей “новых” оказалось… законодательство страны. О чем, как уже говорилось, поговорим ниже в блоке, посвященном анализу законодательства. Но одну принципиальную вещь отметим здесь.
Читай также: Онлайн-конференция с экспертом по тарифам Анатолием Велимовским
До 2015 года законодательство страны не предусматривало понятие “цена”, когда вопрос касался газа для населения или теплогенерирующих предприятий. Более того, понятие “цена на газ” не использовалось в принципе. Везде (и законодатели это неоднократно подчеркивали) речь шла о тарифе – как экономически обоснованной стоимости газа (отечественного – для населения, импортного – для всех остальных категорий) в который входила цена добычи (закупки для импортного), тариф на транспорт магистральными газопроводами и газопроводами низкого давления, затраты предприятий тепловой генерации и т.п. Все эти цифры утверждались соответствующими государственными комиссиями и могли меняться только после тщательного анализа сотен страниц цифр, предоставляемых всеми субъектами, которые были включены в процесс. Ныне очевидно, что комиссии были ангажированы “старыми” и во многом благодаря их решениям и создавался механизм перетекания “газа для населения” в “газ для других”.
Ситуация изменилась кардинально после революции и смены власти. С конца 2014 года правительство начало готовить почву для постепенного повышения стоимости на газ для населения. Начало этому положили изменения в налоговый кодекс, которые повысили ренту на добычу газа до 70% (первое повышение тарифов весной 2015 года, инициированное правительством Яценюка). Затем, в апреле 15-ого года был принят закон Украины “О рынке природного газа” (№329-VIII) которым впервые в истории Украины вводилось понятие “цена на газ для бытовых потребителей”.
Читай также: Тарифы на коммунальные услуги
1 октября 2015 года Кабмин формализует понятие “цена на газ” своим постановлением, где устанавливает цену для населения, а 27 апреля 2016 года вносит изменения в это постановления и уточняет ныне действующую цену для всех потребителей (кроме религиозных организаций) в 6,879 гривен за 1 кубический метр.
Видимо Кабмин в октябре слишком поспешил. На что, вероятно, обратили внимание его юристы. Поскольку на 1 октября 2015 года ни один Закон Украины не нес в своем тексте юридическое понятие “цена на газ”. Так что в ноябре 2015 года был принят еще один небольшой закон: “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины, для создания предусловий новой модели рынка природного газа и обеспечения стабильности расчетов предприятий энергетической отрасли” (№ 812-VIII), где путем замены слова “тариф” на слово “цена”, законодатели, с подачи Кабмина создали условия для реализации проекта: “газ – есть товар, а значит, может продаваться по любой цене”.
Если добавить к этому еще и специальные механизмы движения средств через счета теплогенерирующих предприятий, которые Кабмин утвердил в декабре 2015 года, по которым потребители тепла перечисляют деньги на спецсчета, откуда они автоматически списываются в НАК Нафтогаз, то можно констатировать. В конце прошлого – начале нынешнего года “новое” газодобывающее лобби окончательно и бесповоротно победило “старое” – газораспределяющее.
Читай также: Сколько “съедают“ электроприборы по новым тарифам
Впрочем, окончательно ли и бесповоротно ли – решиться осенью-зимой года текущего…
Законодательство и “цена на газ”
Оговоримся сразу же. Как только авторы заговаривают о конституционных основах ныне действующего газового законодательства, ссылаясь при этом на статью 13 Конституции – их немедленно начинают обвинять во всех смертных грехах. В первую очередь – социализме. Потому вынуждены особо подчеркнуть. Авторы не являются ни сторонниками Маркса, ни Каутского, ни Шарикова.
Мы не будем цитировать 13 статью Конституции страны. Общеизвестно о собственности Украинского народа на недра и то, что право собственности от имени народа осуществляют органы государственной власти в рамках, определенных Конституцией. В данном случае – речь идет о Кабинете Министров. Действительно, в рамках Конституции, Кабинет Министров (ст. 116, п. 5) “обеспечивает управление объектами государственной собственности” (к которым с некоторой натяжкой можно отнести газ, добытый из недр, которые, как было отмечено, принадлежат Народу). Но эта же статья Конституции прямо указывает, что управление объектами государственной собственности Кабинет Министров совершает согласно закону.
Читай также: Жителям Киевской области будут отключать газ из-за долгов
Коль речь пошла о законодательстве страны, обращаемся к профильному закону О нефти и газе, принятом еще в 2001 году. Статья 10 указанного закона прямо гласит: “Право собственности на природные ресурсы нефти и газа, которые находятся в границах территории Украины, ее территориальных вод и исключительной (морской) экономической зоны принадлежат Украинскому народу”. Особо обращаем внимание. В данной статье речь не идет о недрах, речь идет о “природных ресурсах нефти и газа”, которые могут находиться в недрах, могут быть добыты из недр или даже могут расходоваться для потребностей народа.
Второй абзац данной статьи определяет исключения из первой, но там речь идет лишь о нефти и газе, которые добыты и возвращены в недра.
Ни одна статья профильного закона не позволяет Кабинету Министром продавать газ отечественной добычи или любым иным способом отчуждать его от окончательного бенефициара – народа Украины. Напоминаем, что государство или его отдельные органы являются лишь представителями собственника – Украинского народа.
В этой ситуации значительная часть юристов оценивают природный газ, как равную частичную собственность всех граждан Украины, на долю которых или на долю от реализации которых, коль в законодательство будут внесены изменения, которые позволят все-таки Кабинету Министров отчуждать природный газ в пользу третьих лиц, имеют право все граждане страны.
Читай также: Нужно ли платить за коммуналку, если в квартире никто не живет
И еще одно, в чем убеждено абсолютное большинство юристов. Кабинет Министров не имеет никаких прав отчуждать собственность народа, делая это таким образом, что значительная часть этой собственности переходит в форме валовой прибыли на счета, государственных или частных компаний.
Какова стоимость вопроса? Давайте считать!
“Цены на газ” и прибыль на них
Каким образом расщепляется нынешняя цена на газ доподлинно неизвестно. Начиная с весны прошлого года в СМИ началась массовая информационная кампания, в которой звучали весьма дивные цифры о себестоимости добычи отечественного газа. Не называя этих цифр, можем лишь констатировать, что стоимость добычи очень дорогого сланцевого газа ныне не превышает 150 долларов США. В то время, как средняя себестоимость добычи РАО “Газпром” находится в пределах 20 долларов США за тысячу кубов. Потому при подсчете себестоимости газа будем исходить из цифр старых, доступ к которым ввиду их “секретности” один из авторов статьи получил лишь в рамках работы специальной депутатской комиссии по тарифообразованию, которая пыталась что-то сделать с волной повышения тарифов еще летом 2015 года.
Касательно объемов добычи отечественного газа – тут проще. Официальная информация есть на сайте НАК Нафтогаз, мы используем ее при подсчетах.
Читай также: Что-то не то: Как оспорить неправильно начисленную коммуналку - эксперт
Летом 2015 года НАК Нафтогаз платил ПАО Украгзвыдобування около 1600 гривен за тысячу кубометров газа без НДС. В эти 1600 гривен входила, в том числе, и рента на добычу газа в объеме 70%. О таком неоднозначном налоге, как “рента” несколько позже. Но расщепив сумму 1600 на 30% – стоимость добычи и 70% – рента, получаем, что стоимость добычи составляла около 500 гривен. Стоит особо отметить, что в понятие “стоимость добычи” входили все производственные расходы ПАО, а также прибыль предприятия.
Вызывает серьезные сомнения значительное увеличение себестоимости добычи газа спустя год. По оценкам специалистов, даже с учетом повышения цены на металлургическую продукцию, она не может ныне превышать 700 гривен (на самом деле специалисты говорят о + 20%, т.е. 600 гривен).
Год назад усредненная транспортировка магистральными газопроводами стоила около 900 гривен. Ныне, допустим, это 1000 гривен. Еще до 200 гривен забирают себе всевозможные обл и горгазы, за снижение давления и работу с розницей. Итого стоимость газа (без ренты) ныне составляет 1700 гривен на ТЭЦ и 1900 в кухонной плите (газовой колонке). Добавив сюда НДС и округлив – 2.150 и 2.300 гривен соответственно.
Читай также: Не самые высокие: Гройсман сравнил тарифы на воду в Украине и в других странах
По состоянию на сегодня цена газа для всех потребителей, кроме религиозных организаций определена в 6879 гривен за тысячу кубометров.
Таким образом можно констатировать “исчезновение” из нынешней продажной стоимости газа около 2/3 ее составляющей. Даже допустив, что часть съедает пресловутая рента (а ныне она составляет для ПАО Укргазвыдобування 50% (условные 700 гривен), а для частных производителей – 29% и 14% (в зависимости от глубины добычи), то и это не уменьшает, а лишь увеличивает количество вопросов. Например, почему правительство и законодатели сделали новые преференции частникам, по отношению к государственной компании.
В целом же вопрос звучит даже несколько пошло: “Где деньги?”
Поговорим об абсолютных цифрах. В 2015 году в Украине по данным НАК Нафтогаз добыто 19,9 миллиарда кубометров природного газа. Если допустить, что себестоимость у всех газодобытчиков примерно одинаковая (пусть она несколько выше у частных компаний, что ныне нивелируется снижением для них ренты), то объем рынка отечественного газа по ценам нынешнего года составил чуть меньше 137 миллиардов гривен. При том, что стоимость газа с транспортировкой и без учета ренты, НДС и технологического газа – менее 40 миллиардов.
Читай также: Украинцам готовят ряд серьезных санкций за долги по коммуслугам
Рента – 14 миллиардов (исходим из себестоимости добычи – 700 гривен и ставки ренты в 50%). Технологический газ (используется для транспортировки) по данным НАК составил 0,5 миллиарда кубов или не более 350 миллионов (учитывается лишь стоимость добычи без любых налогов и затрат на транспорт). НДС – 8 миллиардов.
Или в абсолютных цифрах при сохранении прошлогодней добычи за год (до весны следующего года) можно говорить о валовой прибыли различных предприятий отрасли (речь о добывающих и НАК “Натогаз”) в размере около 65 миллиардов гривен.
Каким образом будут распределяться эти деньги доподлинно неизвестно. Очевидно, что часть осядет в частных газодобывающих компаниях и компаниях, которые работают с ПАО Укргазвыдобування по договорам о СХД. Здесь можно говорить о сумме порядка 16 миллиардов гривен (3,9 и 1,1 миллиард добычи соответственно).
Еще около 50 миллиардов окажется у трех субъектов: НАК Нафтогаз (летом уже показал балансовую прибыль в 23 миллиарда, не уточняя, откуда она взялась, возможно, часть прибыли дала перекачка российского газа в Европу), ПАО Укргазвыдобування и ПАО Укранфта (последняя – 1,5 миллиарда добычи за прошлый год).
Читай также: Счетчики и долги: как в Раде решили регулировать рынок ЖКХ
Какова вероятность того, что значительная, если не большая часть этих средств, не уйдут в тень или не будут выведены за пределы страны под предлогом финансирования затрат, в первую очередь – газоразведки? Вопрос риторический, с учетом уже случившегося скандала, когда договор на газовую разведку одним из субъектов отечественной газодобычи был заключен… с кипрским оффшором, не имеющим к газоразведке никакого отношения.
То есть. Запустив нынешнюю газовую схему, правительство создало сверхприбыли для частных субъектов газодобычи на сумму более 600 миллионов долларов в год, и вывела в зону коррупционных рисков еще около 2 миллиардов долларов.
Впрочем, все эти условные два с половиной миллиардов долларов прибыли на всех субъектов, могли бы так и оказаться прибылью на бумаге. Если бы, как и ожидается, население массово перестало платить. Но тут вновь в игру вступило правительство. Объявив кампанию всеобщего субсидирования населения.
Субсидии: коррупция и/или инструмент предела рынка?
Читай также: Стало известно, как будут компенсировать некачественное электроснабжение
В бюджет следующего года, который уже принят в первом чтении, внесены субсидии местным бюджетам в размере 50,7 миллиардов гривен. На этой цифре можно было бы и закончить повествование о “цене на газ”, “реформировании газовой отрасли” и “движении в Европу”.
Минимум 90% этой суммы (около 45,6 миллиардов) – транзитом уйдут на НАК Нафтогаз и газодобывающие компании (10% оставим ЖЕКам и водоканалам). При подсчитанной нами стоимости отечественного газа в 137 миллиардов гривен. Ни один бюджет, ни одного государства, которое стремится ввести рыночные механизмы в энергетике, никогда бы не выделил в качестве фактически прямых субсидий треть стоимости добываемого в стране газа. Если же пересчитать объем субсидий по отношению к рентабельности предприятий отрасли – субсидии покрывают около 80% безубыточности газодобывающих предприятий и НАК Нафтогаз.
Вынуждены повториться. Бюджетом страны на 80% финансируется одна из отраслей страны и это не оборонка. Вероятнее всего даже в оборонке роль бюджета меньше (все-таки оборонка работает и на экспорт), о доле государственного финансирования в образовании, медицине и культуре, думаю, вообще стоит помолчать.
Читай также: Украинцев обяжут устанавливать счетчики и проводить энергоаудит
Что хочет добиться правительство? При всех очевидных коррупционных рисках, которые описаны выше, мы не можем быть уверены в личной заинтересованности отечественных должностных лиц при государственном финансировании столь специфического бизнеса. Впрочем, у нас нет и никаких оснований подобные подозрения отвергать. На кону на самом деле гигантские деньги.
Есть и иной вариант, который, впрочем, не отвергает упомянутый выше. Речь идет о глобальном переделе рынка газовой розницы и тепла. И если обл и горгазы в большинстве регионов находятся в собственности частных лиц, то теплокоммунэнерго в большинстве своем пока находится в собственности городских громад (это частично касается даже Киева – киевские ТЭЦ, кроме Дарницкой, и теплоцентрали принадлежат городской громаде и лишь находятся в пользовании ПАО Киевэнерго до конца 2017 года). По состоянию на начало октября, когда тепло еще не подавалось, абсолютное большинство из теплокоммунэнерго не имело на счетах ни копейки, а все получаемые средства напрямую уходили на НАК в расчеты за газ. Лихорадило и с зарплатой и плановыми ремонтами.
Читай также: Стали известны города с самыми большими долгами за газ
Если допустить, что результатом получения платежек населением станут массовые неплатежи, при этом добавить еще и предложенную правительством рассрочку, то кассовые разрывы абсолютно всех теплогенерирующих предприятий и облгазов станут столь гигантскими, что к весне их “скупка за дешево” окажется единственным рациональным выходом. Альтернативой может стать лишь банкротство этих предприятий с абсолютно непредсказуемыми последствиями.
Впрочем, не исключено, что доводить теплокоммунэнерго до ручки не станут. А прорабатывается политический механизм влияния на мэров городов. В стиле: “Поклянешься в верности – дадим газ”.
И что со всем этим делать?
Сегодня очевидны несколько вещей. Консервировать систему отношений в отрасли путем снижения тарифов и возвращения к механизму разных цен на газ государство и общество не имеет право. Цена газа отечественной добычи должна равняться средневзвешенной цене импортируемого газа – только это может стать основой развития и модернизации отрасли и установлению прогрессивных тенденций в ней.
Читай также: Грандиозный передел рынка: Эксперты прокомментировали рассрочку на коммуслуги
Вторая сторона проблемы, что предложенная ныне система субсидирования отрасли выглядит не лучше, если не хуже той, которая была. И кроме коррупции, застоя отрасли, исчезновения любой мотивации на модернизацию или энергосанацию ничего не даст. О реальной социальной справедливости в принципе речь не идет. Субсидии с равным правом и возможностями могут получить одинокая старушка со стандартной пенсией, не желающая менять свою трехкомнатную квартиру на что-то более экономное, сельский алкоголик, жгущий газ при открытых настежь окнах и бывший чиновник, ездящий на машине, стоимостью в пятьдесят годовых субсидий.
Но потребность в создании работающего механизма отрасли, который подразумевал бы в себе возможность ее модернизации и при этом был бы социально комфортным – сложно переоценить. С точки зрения авторов, такой механизм существует. Суть его к возврату к конституционным принципам отношения “народ – недра”. Именно практическая реализация этих принципов позволит выйти из внешне тупиковой ситуации, при этом раз и навсегда исключив любые коррупционные риски из газовой отрасли страны.
Здесь не место, а сейчас пока и не время выписывать такие механизмы. Многие страны имеют свой опыт решения проблемных моментов и, зачастую, эти решения позволяют сформировать новый, модерновый подход, который становится толчком для дальнейшего развития. Так что в контексте сегодняшней статьи, ходим ознакомить читателей с опытом Аляски.
Читай также: Кабмин предложит 12-месячную рассрочку на оплату ЖКХ
В этом штате США местным референдумом, проведенным в 1976 году, установлено, что значительная часть прибыли от нефте и газодобычи поступают на специальный фонд, из которого часть средств распределяется между гражданами страны, при этом каждый гражданин ежегодно получает одинаковую сумму. Есть некоторые ограничения, например, гражданин подтверждает, что и далее собирается проживать на территории штата. Часть средств фонда идет в “фонд будущих поколений”.
Таким образом, в штате организована оплата собственнику за его собственность. Впрочем, опыт Аляски – не единичен. Различные виды прямого действия Конституции по отношению к общей собственности граждан действуют и в иных странах.
Читай также: Минсоцполитики будет поощрять тех, кто сэкономил на субсидиях
Так что никакого “социализма”. Скорее, абсолютно либеральный подход, который считает любую собственность священной, и отчуждение которой возможно лишь решением судов. Перенимать подобный опыт один к одному – не нужно, но поучится принципам и, главное, четко сформулировать цели – стоит. Особенно перед тем, как объявлять “тарифную революцию”…
Смотри также - Анатолий Велимовский ответил на вопросы читателей ДЕНЬГИ.ua о тарифах и субсидиях: