Гривна будет стабильной

Гривна будет стабильной

Окончательные итоги развития украинской экономики как в декабре, так и по 2011 году в целом мы увидим лишь в начале 2012 года. И хотя я не знаю ни одного декабрьского прогноза, который в итоге не корректировался бы, можно с определенной погрешностью оценить, куда двигалась Украина в ушедшем году. И уверен, что декабрь, несмотря на его некоторую непредсказуемость, не развернет вспять те тенденции, которые наметились в течение 2011 года, а напротив, в значительной мере заложит некий сценарий развития страны на будущее.

Инфляция и рост экономики
Начну с того, что в 2011 году нам, вероятно, удалось обновить некоторые минимумы и максимумы. В первую очередь это касается инфляции. До сих пор самая низкая инфляция на уровне 6,1% была зафиксирована по итогам 2001 года. Но в 2011 году инфляция станет рекордно низкой за всю историю независимой Украины и вряд ли выйдет за пределы 5%. Низкая инфляция – это импульс для роста доходов населения, залог стабильного курса и снижения процентных ставок, а также поддержание покупательной способности гривны в будущем. Тем более что сокращение темпов инфляции мы фиксируем уже второй год подряд. При этом решающий вклад в снижение инфляции внесла монетарная политика НБУ, хотя «помог» и высокий урожай, о котором как о главном факторе дезинфляции избыточно много говорят аналитики и эксперты.

Второй ключевой показатель – внутренний валовой продукт. Я ожидаю, что в 2011 году темпы его роста несколько превысят официальные бюджетные показатели и составят около 5%. Конечно, динамика ВВП ниже тех темпов, которые должна была демонстрировать экономика Украины. Она может расти не менее чем на 7% в год. Однако если учесть, что за 2010 год ВВП вырос на 4,2%, то результат 2011 года мы уже сравниваем с высокой базой. К тому же, увеличиваются и финансовые результаты экономики: за январь–октябрь 2011 года чистая прибыль предприятий составила 97 млрд. грн.

Например, за весь 2010 год предприятия заработали 44 млрд. грн., то есть почти в 2 раза меньше, а в 2009 году убытки предприятий достигли 125 млрд. грн. Поэтому мы уже можем говорить о том, что производственный сектор наращивает «жирок» и способен обслуживать принятые на себя кредитные обязательства. Тем более что кредитование растет более ощутимыми темпами: на 10% за 2011 год против 0,9% за 2010.

Таким образом, в 2011 году мы сработали на две «пятерки». Это отличный результат, но в 2012 году мне хочется, чтобы мы вышли на две «шестерки» и даже две «семерки» (уровень инфляции и темпы роста ВВП – авт.).

Валютные резервы и курс
Что касается платежного баланса, то Украине, разумеется, необходимо иметь более ресурсоэкономный импорт, частичное замещение экспорта внутренним рынком, а также сокращение оттока денег из банковской системы и рост инвестиций. Если бы эти тенденции были более сильными, то дефицит сведенного баланса был бы меньше сегодняшнего на 1,5 млрд. долл. Хотя и это не много.

С другой стороны, возобновляется инвестирование, что свидетельствует об углублении процесса восстановления экономики после разрушительного 2009 года. Внушительно растут и внутренние инвестиции в основной капитал. За январь–сентябрь они увеличились на 21,2%. Для сравнения, за этот же период 2010 года – сократились на 2,9%, а в январе–сентябре 2009 – на 43,7%. Кроме того, Украина меньше занимает. И если за 2010 год чистый объем кредитов и облигаций вырос за 10 месяцев на 4,1 млрд., то в соответственном периоде 2011 года он составляет 1 млн.

Ну и, разумеется, еще один важный индикатор – это валютный курс. Он стабилен уже три года подряд благодаря ответственной бюджетной политике и регулятивным мерам Национального банка. И хочу подчеркнуть, что курс именно стабилен, а не фиксирован. Например, на сегодня с начала года по отношению к доллару гривна номинально ослабла на 0,35%, укрепилась на 1,34% к евро и на 2,16% – к рублю. Так что ни о какой фиксированности и речи быть не может.

Также периодически возникают разговоры о валютном коридоре, но для его наличия необходим другой объем резервов. Например, Россия имеет валютный коридор, но резервы ее Центробанка составляют более 700 млрд. долл., в то время как резервы НБУ – около 32 млрд. долл.

Коридоров не будет
Нам, наоборот, необходимо постепенно двигаться в сторону свободного курсообразования, а не привязываться к одной или нескольким валютам.

Если бы макроэкономические показатели были хуже, чем мы имеем, а валютные поступления в Украину были меньше оттока валюты, думаю, тогда можно было бы говорить о более высокой амплитуде колебаний курса гривны. Пока же все они вызваны исключительно ситуативными факторами, связанными с движениями ожиданий населения и бизнеса, вызванными информацией о надвигающейся второй волне кризиса в мировой экономике. Нужны дополнительные шаги в деле обеспечения большей стабильности настроений бизнеса и граждан.

НБУ умышленно не пошел даже на плавную девальвацию с целью выровнять платежный баланс, так как деньги, изъятые из банковской системы, остались в пределах Украины. Чистого оттока валюты за пределы страны нет. Часть наличных валютных денег перешла из банков к населению, но не снизила объем валютных авуаров страны. У нас происходит протекция экспорта за счет реального обменного курса, который отражает положение нашей валюты в сравнении с валютами основных стран-торговых партнеров. В итоге, за 3 квартал 2011 года девальвация РЭОК (реальный эффективный обменный курс – учитывает не только соотношение курсов валют, но и темпы инфляции – Ред.) составила 1%, во 2 квартале – 3,5%, а в 1 квартале – 3,9%.

Стабильность номинального курса гривны – это тот общественный выбор, который доминирует в Украине, и фундаментальные показатели говорят о том, что мы можем эту стабильность себе позволить. К тому же, наша экономика развивается быстрее, чем в Евросоюзе или США, производительность растет, инфляция – на историческом минимуме, дефицит бюджета сократился почти в 2 раза, экспорт товаров за январь–октябрь 2011 года вырос на 30,6%, а приток средств нерезидентов за 2011 год составил 145 млрд. за 10 месяцев. Из всего этого следует, что о резкой номинальной девальвации и речи быть не может.

О прогнозах-2012
Да, не исключено, что в 2012 году нас потянут за собой проблемы Европы и мировой экономики, в связи с чем может произойти замедление темпов роста ВВП. Однако есть примеры, когда умеренный экспорт и даже отрицательное сальдо текущего счета с его негативным вкладом в ВВП сопровождались его ростом не менее 7% (в 2006–2007 годах), хотя именно в те годы после нескольких лет двойного профицита впервые образовался дефицит торгового баланса.

С другой стороны, в 2005 году, когда мы наблюдали профицит торгового баланса, ВВП вырос всего на 2,7%. Поэтому жесткой взаимозависимости между торговым балансом и экономическим ростом нет. Гораздо важнее вклад инвестиций и их приток или отток. Причем одна из важнейших задач – не потерять темпы наращивания инвестиций в 2012-м – «выборном» году.

Второй вопрос – задействовать монетарные рычаги и контролировать спрос на деньги вместе со снижением темпов инфляции. В целом же НБУ так и будет действовать: осторожно и адекватно. Резкой ревизии умеренно жесткой монетарной политики не стоит ожидать. Она, как и в 2011 году, будет соответствовать ситуации в экономике и на валютном рынке – достаточно, но не избыточно жесткой.

Так что я отношусь к 2012 году со сдержанным, но все же оптимизмом и думаю, что мы увидим стабильную гривну при невысоких темпах инфляции, сокращение дефицита бюджета, улучшающийся платежный баланс, рост ВВП и отсутствие резких колебаний реального обменного курса.

По материалам Денег



x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK