Приглашают на новую работу? Выясняем все о работодателе

Приглашают на новую работу? Выясняем все о работодателе
За последние два года инженер технического надзора Владимир четыре раза менял работу. Каждое новое место было хуже предыдущего. То начальник поражал некомпетентностью, то атмосфера в коллективе строилась по принципу "каждый против всех", то круг обязанностей заставлял выть от скуки. Теперь Владимир скептически относится к наемному труду как таковому и подумывает о собственном бизнесе. В ответ на предположение "Денег" о том, что он просто некритично подходил к выбору вакансии, Владимир решительно покачал головой: "Все компании, в которых я побывал, -- это крупные организации "с именем". Кроме того, я шел туда не вслепую: как правило, меня звали знакомые". Но признался, что единственным по-настоящему важным критерием отбора дня него была зарплата. Что-либо другое он даже не пытался выяснить, поскольку считал, что о внутренней кухне компании можно узнать, только когда попадешь в нее сам. "Работодатель может проверить кандидата по всем параметрам: не числится ли за ним уголовное прошлое, действительно ли он работал на тех предприятиях, которые указаны в резюме, и так далее. А у рядового работника таких возможностей нет", -- поясняет Владимир.

"Деньги" не совсем согласны с такой точкой зрения. Да, портрет работодателя, собранный из мнений коллег, слухов и сообщений в прессе, может оказаться неполным и в чем-то необъективным. Но вряд ли он будет целиком ложным. Мы решили выяснить, что и как нужно узнавать о потенциальном работодателе, чтобы потом не пожалеть о своем выборе.

Важней всего погода в доме

Узнавать нужно все, что позволит "примерить" на себя будущее место работы. Срок существования компании, ее позиция на рынке, финансовое состояние, местонахождение офиса, чистоплотность в денежных вопросах, атмосфера в коллективе, "вменяемость" руководства, условия труда, четкий круг обязанностей -- это лишь основной перечень обстоятельств, который у каждого специалиста может дополняться специфическими пожеланиями. К примеру, чтобы в радиусе ближайших 300 метров от офиса обязательно было заведение, где хорошо кормят. Журналист Татьяна Мигунова говорит, что для нее самое важное -- стабильность компании: "В первую очередь я бы обратила внимание на положение компании на рынке. Идти в новую или убыточную контору -- рискованно. Также для меня очень важно, предлагается ли социальный пакет, оплачиваемый Интернет и мобильная связь". (К слову, больший риск подразумевает и больший потенциальный доход. -- Ред.)

Многие специалисты изначально ставят на первое место "статусные" критерии -- величину и известность компании, ее "корни" (компании с иностранными инвестициями у нас в почете). Безусловно, такие вещи важны. Как минимум, они позволяют рассчитывать на своевременность оплаты труда и рост доходов. Но вряд ли предложение от крупного холдинга, занимающего 26-е место в каком-нибудь рейтинге, может быть достаточным мотивом для ухода из компании, у которой 28-е место в этом же рейтинге. Опыт опрошенных "Деньгами" специалистов говорит, что среди истинных причин недовольства работой (помимо недостаточного количества денег), на первые места выходят совершенно другие обстоятельства. "Не хватало драйва", "начальник самодур (тупой, некомпетентный)", "коллектив -- крокодилье логово", "я там пахал, как лошадь", -- такие пояснения встречаются гораздо чаще. Обобщив их, можно сказать, что в конечном итоге важнее всего комфортность самого рабочего процесса, а не то, на обеспечение каких оборотов этот процесс направлен ($100 млн. или $10 млн.). Это не значит, что без пяти минут банкрот с очаровательным правлением лучше промышленного гиганта с красным директоратом. Просто, как минимум, информацию о рабочей атмосфере и коллективе компании не нужно считать вторичной.

Другая крайность -- ставить во главу угла те условия, которые не устраивали на предыдущем месте. Менеджер по продажам Елена когда-то работала в компании, владельцы которой увлекались реформами. Ротация руководства происходила каждые полгода, новшества в ключевые бизнес-процессы внедрялись еще чаще. Ветер перемен не дул лишь в одну сторону -- в сторону зарплаты сотрудников. Елене захотелось стабильности и больших денег. Она перешла в другую компанию, которая отвечала этим запросам. Вот только пожелания Елены очень скоро изменились. Она столкнулась с трудностями, о наличии которых даже не додумалась расспросить изначально. В отделе из 20 человек, в котором работает Елена, всего один телефон с выходом на "8". А поскольку менеджерам часто приходится звонить на мобильные и в другие города, дух соревнования не покидает этот коллектив никогда (кто быстрее добежит до освободившегося аппарата?). Елена звонит с собственного мобильного. А когда смотрит в счет на оплату мобильной связи, понимает, что почти ничего в зарплате не выиграла. Практически всю разницу между предыдущей и нынешней зарплатами -- около $90--120 в месяц (при смене работы Елена "выиграла" в зарплате всего $150) -- ей приходится отдавать мобильному оператору. Кроме того, рабочее место Елены расположено на проходе, у нее сломанный стул и "убитый" компьютер с монитором, выжигающим глаза. Ротация руководства теперь не кажется Елене таким злом. Барышня уже вовсе не против того, чтобы увидеть на месте своего начальника кого-то другого.

Вывод: не стоит искать работу "от противного", пытаясь найти на новом месте то, чего не хватало на предыдущем. Важно все, что может охарактеризовать компанию, как работодателя. Безусловно, идеального (для себя!) места работы можно вовек не найти. Но лучше узнать о недостатках компании заранее, чтобы понять, можно ли с ними смириться. Кого-то может смутить тот факт, что из-за большой нагрузки придется работать и после 18:00, но близость офиса к дому снимет все претензии, поскольку сэкономит время на проезд. Другой будет готов ездить к черту на кулички и изредка ночевать в офисе, лишь бы работа была увлекательная и платили хорошо.

Методы сыска

"Выяснить статусные" данные о компании -- ее историю, оборот, местонахождение -- проще простого. Особенно если это крупная публичная структура. Сайта компании, профессиональных изданий и запроса в интернет-поисковике может быть достаточно. А вот на рейтинги работодателей покупаться не стоит. Во-первых, они очень субъективные (иначе списки победителей в разных рейтингах не отличались бы на 90--100%). Во-вторых, высокое место в них может быть оплачено. В-третьих, основное внимание жюри уделяет формальным критериям оценки (наличие и состав соцпакета, размер официальной зарплаты, количество сотрудников и прочее). Оно не учитывает психологические условия работы и тот факт, что в двух филиалах одной и той же структуры и нагрузка, и рабочая атмосфера могут отличаться кардинально.

Но открытые, официальные источники не поведают о том, каково в компании работается. Лучший способ собрать такую информацию -- пообщаться со знакомыми, которые там трудятся (или трудились). Если таковых нет, на помощь может прийти Интернет. На job-форумах есть "черные" списки работодателей -- там можно проверить, не замечена ли компания в "преступлениях" против трудового коллектива, или просто расспросить о ней. Правда, шанс, что среди "форумчан" есть кто-то, кто работает, или работал, в нужной компании, совсем невелик (чем компания меньше, тем шанс ниже).

Заместитель директора компании Executive Search "Анкор СВ" Виктория Латуцкая отмечает, что информация из уст сотрудников компании слишком субъективна. Особенно когда это уволившиеся или уволенные сотрудники. Если человек ушел с работы, потому что не справлялся с обязанностями, он вряд ли в этом признается. Озвучены будут другие причины, скорее всего, утрированные. Поэтому, несмотря на то, что сотрудники компании -- самый уникальный источник информации, к их отзывам нужно относиться критично. Это, во-первых. Во-вторых, может выясниться, что к разным сотрудникам у компании различный подход. К примеру, кому-то выплачивают отпускные по "белой" зарплате, кому-то -- по "черной", одним оплачивают поездки к клиентам или мобильную связь, другим нет и так далее. Такие несовпадения говорят о том, что общих стандартов в конторе нет, и что нужно заранее индивидуально оговаривать подобные нюансы. Чтобы составить объективный портрет работодателя, нужно пообщаться как минимум с тремя людьми из этой компании.

Если это малознакомые люди, которые не горят желанием раскрывать перед посторонним человеком собственные проблемы на работе, можно расспросить их о нейтральных, косвенных показателях, которые тоже могут быть значащими. К примеру, о текучести кадров.

Если компания маленькая и о ней ничего не удается узнать от знакомых или из Интернета, нужно настаивать на том, чтобы собеседование с руководством компании происходило на ее территории и в рабочее время. Только так можно прозондировать атмосферу в компании. На собеседование желательно прийти пораньше и "заблудиться" в коридорах офиса, чтобы понаблюдать за происходящим. Уместно даже "ошибочно" открывать не те двери, рассматривая обстановку в отделах и наблюдая за поведением сотрудников. "Если люди суетятся и в офисе хаос, это может говорить о том, что есть проблемы с распределением обязанностей и нагрузкой на одного человека", -- считает г-жа Латуцкая.

Само собеседование -- момент истины для составления портрета конторы. Главное -- под пытливым взглядом менеджеров, занявших позицию экзаменаторов, не увлечься живописанием своих достоинств. Специалист должен не просто дорого продаться, а продаться в хорошие руки. Работа -- это сфера, которой отдают по девять часов пять дней в неделю (минимум ). Поэтому будет абсолютно нормальным устроить представителям компании встречный допрос. Правда, им наверняка захочется что-то приукрасить или недоговорить. "Поэтому лучше провести несколько встреч, задать максимальное количество вопросов разным представителям компании и сравнить ответы, -- советует Виктория Латуцкая. -- Если ответы будут разными, это повод насторожиться". Но и одинаковые ответы не всегда правдивы. Вряд ли компания признается в том, что она лишь обещает повысить зарплату после испытательного срока, но не делает этого. Такие вещи выясняются только в разговоре со знакомыми рядовыми сотрудниками компании.

Не стесняйтесь спрашивать

Что нужно выяснить у представителей компании:

• возраст компании, месторасположение офиса;
• размер официальной и неофициальной заработной платы;
• наличие и состав соцпакета;
• как оплачиваются отпускные, больничные, переработки и командировки;
• почему возникла вакансия, что не устраивало в предыдущем специалисте;
• материально-техническое обеспечение рабочего места;
• четкий перечень и описание обязанностей.

А как принято у вас?

Что нужно выяснить у будущих коллег или бывших сотрудников компании:

• как на деле оплачиваются отпускные, больничные, переработки и командировки;
• насколько аккуратно платят зарплаты и повышают ли их;
• на ком/чем экономят, на что денег не жалеют;
• нравы будущего начальника, людей в отделе, в котором предстоит работать;
• насколько сильна текучесть кадров;
• почему ушел предшественник.


Итого
Предложение о новой работе -- отличный шанс получить хороший опыт, повысить свою зарплату и сменить изрядно надоевшую атмосферу. Стоит разными методами разузнать побольше о будущем работодателе. А главное -- нужно выяснить свои "хочу" и соотнести их с теми, что предлагает новый босс.

Где еще почитать

о новом месте работы и новых работодателях:
1. http://forum.autoua.net/postlist.php?Cat=0&Board=seek_jobs
2. www.reputation.com.ua
3. www.fl-bj.zenon.com.ua/blacklist
4. www.rabotaplus.com.ua
5. http://coma-z.com/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=80&Itemid=180
6. http://www.dengi.ua/clauses/10831.html
7. http://www.dengi.ua/clauses/11415.html



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK