Чего ждать от правительственной пенсионной реформы

Пенсионная реформа Кабмина - это косметический ремонт. Накопительного уровня пока нет даже в планах. Снижение налоговой нагрузки - ЕСВ - на фонд оплаты труда тоже отсутствует
Чего ждать от правительственной пенсионной реформы
depositphotos.com

Кабинет Министров в конце июня зарегистрировал в Верховной Раде пакет из четырех законопроектов, необходимых для проведения пенсионной реформы: № 6615, 6616 и 6617 вносят технические поправки в Таможенный, Налоговый и Бюджетный кодексы. Ключевым же является законопроект № 6614. Он предусматривает не только повышение (осовременивание) пенсий, но и пересмотр методики их начисления, а также увеличение размера трудового стажа, необходимого для получения пенсии.

Читай также: От редактора: Попробуем платить себе

Фактически суть реформы сводится к тому, чтобы не платящие ЕСВ не могли выйти на пенсию относительно рано. Кроме того, ликвидируются специальные пенсии. Оба эти нововведения должны существенно снизить дефицит Пенсионного фонда.

Скромный рост

Первый этап запланирован на 1 октября 2017 года: минимальная пенсия вырастет с 1312 грн до 1373 грн. То есть на 61 грн. Но большой заслуги правительства в этом нет, так как законом о Госбюджете на 2017 год такое повышение было запланировано на 1 декабря. Так что эта дата просто “переедет“ на два месяца.

Еще приблизительно 4,5 млн пенсионеров получат прибавку к пенсии в размере от 200 до 1000 грн, а 1,1 млн - свыше 1000 грн. Обещают в правительстве отменить 15% налога, который уплачивают работающие пенсионеры. Это нововведение коснется еще порядка полумиллиона человек.

Как будут считать

Читай также: Галина Третьякова: Пора копить

С 2018 года расчет пенсии будет производиться на основе текущего показателя средней зарплаты. В качестве ориентира Кабмин называет цифру 3764 грн. Причем, с 2021 года ежегодная индексация будет составлять минимум на 50% роста среднемесячных зарплат за три последних года и не менее чем 50% уровня инфляции.

От этого выиграют те украинцы, которые уже вышли на пенсию. Но проиграют те, кто будет выходить позднее - индексация очевидно будет отставать от темпов обесценивания гривны.

Кроме того, размер пенсии у выходящих после 2017 года будет зависеть не только от зарплаты работника и средней зарплаты по стране, но и от коэффициента трудового стажа. Сейчас он составляет 1,35. С 2018 года правительство предлагает снизить этот коэффициент до 1. Это приведет к тому, что из-за новой методики расчета размер пенсий сократится до 35-45% дохода, который пенсионер получал во время трудовой деятельности.

Заплатим за всех

Читай также: Что стоит знать о новой пенсионной реформе

На осовременивание пенсий только в 2017 году дополнительно потребуется 11,2 млрд грн, а в 2018 году - еще 30,7 млрд грн. И этот “праздник“ будет, конечно же, за счет трудоспособного населения.

Прежде всего, с 2018 года существенно вырастет минимальный трудовой стаж, который дает право на пенсию. С нынешних 15 лет до 25 лет. Причем, порог стажа продолжит увеличиваться и к 2028 году достигнет 35 лет. И правительство даже не скрывает, что это делается для того, чтобы нарастить поступления в Пенсионный фонд. Хотя полностью залатать брешь в солидарной системе в условиях ужимающейся базы налогоплательщиков и растущей базы получателей пенсий все равно невозможно.

Еще одно нововведение - так называемый гибкий коридор пенсионного возраста. Он появится в 2028 году, когда возраст выхода на пенсию будет привязан к трудовому стажу. Человек, отработавший 35 лет, сможет выйти на пенсию в 60 лет. При стаже от 25 до 35 лет, возраст выхода на пенсию сдвинется до 63 лет. А если стаж составляет от 15 до 25 лет, то выйти на пенсию можно будет не ранее, чем в 65 лет. Фактически, это и есть скрытое повышение пенсионного возраста, к которому Кабмин, кстати, обещал не прибегать.

Бесценные годы

Читай также: Сбалансировать Пенсионный фонд можно за семь лет - Минфин

Недостающий стаж можно докупать - эта норма вводится для заробитчан и тех, кто работал “в тени“. Год стажа равен сумме ЕСВ за 12 месяцев, умноженной на мультипликатор от 1,2 до 2. Причем, в первоначальной версии реформы предусматривалась возможность покупки до пяти лет стажа, но в финальном законопроекте этот срок решили ограничить двумя годами. Есть ли смысл покупать? Нехитрый подсчет показывает, что выгоднее использовать этот ресурс для того, чтобы дождаться пенсии.

Вдобавок возрастут ЕСВ-платежи для предприятий с вредными условиями труда. По словам Андрея Ревы, увеличение, в зависимости от отрасли, составит 7-15%. Таким образом, ставка соцвзноса достигнет 29-37%. То есть речь не идет о снижении налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Да и правительство не признает того обстоятельства, что при снижающейся численности работающих и росте числа пенсионеров невозможно снизить налоговую нагрузку. И, соответственно, никто не собирается пока рассматривать иные источники наполнения ПФУ, не имеющие отношения к налогам на фонд оплаты труда. А без снижения этой нагрузки перезапустить экономический рост невозможно в принципе.

В то же время, о внедрении накопительного уровня, который позволит самостоятельно формировать свои пенсионные накопления, речь даже не идет. Создание накопительного фонда запланировано лишь для шахтеров в 2019 году. И то, неизвестно, поддержит ли Верховная Рада эту норму.

Мнения участников процесса

Григорий Овчаренко, глава подразделения по управлению локальными активами группы ICU

Читай также: Бюджетная резолюция Гройсмана нереалистичная - финансисты

Изменение механизма расчета пенсий, снижение коэффициента стажа с 1,35 до 1 и пересмотр ставок ЕСВ приведет к тому, что с точки зрения математики коэффициент замещения (соотношение средней пенсии и средней зарплаты) будет стремиться к 22%. Хотя по международным стандартам он должен быть не ниже 40%. В итоге, у тех, кто выйдет на пенсию после изменений, средняя пенсия будет около 1200 грн, что даже ниже уровня прожиточного минимума.

Андрей Рыбальченко, генеральный директор Украинской ассоциации инвестбизнеса

К сожалению, предложенные Кабмином изменения не предусматривают введение второго накопительного уровня. Да, при правительстве создана очередная рабочая группа, перед которой поставлена задача сформировать “дорожную карту“ по внедрению обязательного накопительного пенсионного обеспечения. Но, откровенно говоря, есть ощущение, что второй уровень так и будет существовать в виде очередного плана-графика без какой-либо конкретики и четких сроков реализации. 

Андрей Рева, министр социальной политики

Читай также: Украинцы придумали, как обмануть закон о пенсионной реформе

Для того, чтобы осовременить пенсии с 1 октября, нужно дополнительно 11-12 млрд грн, по году это порядка 45-48 млрд грн. Очень большие деньги, но этот ресурс у нас есть.

В 2016 году повысить пенсии не удалось из-за дефицита Пенсионного фонда, который составлял 145 млрд. грн Но в этом году дефицит сократился до 141 млрд грн и собственные доходы (ПФ) составят 142 млрд грн И в течение 10 лет этот дефицит будет сведен к минимуму, в идеале - к нулю.

Павел Харламов



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK