Украина в рейтинге простоты уплаты налогов опустилась на 11 позиций

Стране нужна налоговая реформа.
Украина в рейтинге простоты уплаты налогов опустилась на 11 позиций
depositphotos.com

Украина в ежегодном рейтинге простоты уплаты налогов Paying Taxes-2020, который совместно готовят Мировой банк и компания PWC, опустилась на 11 позиций, с 54-го на 65-е место. Это еще одно доказательство тому, что налоговая реформа нам необходима, а проводимые сейчас изменения налогового законодательства никуда не годятся. Вот чем был занят осенью парламент? Успели запустить фискализацию малого бизнеса, ввести единый счет для уплаты налогов и упростить таможенные процедуры. На очереди – изменения для упрощенцев, критикуемые бизнесом инициативы по администрированию налогов и новые правила блокировки НДС-накладных.

Об этом сообщают Деньги.ua.

По мнению авторов рейтинга Paying Taxes 2020, в Украине хуже всего обстоят дела с администрированием налогов. На налоговый учет бизнес тратит 327,5 часа в год, а совокупная налоговая нагрузка в нашей стране превышает 45%. Не самый худший, но осень плохой показатель.

Читай также: Почему предприниматели протестуют против кассовых аппаратов

Тем временем депутаты продолжают репетировать налоговую реформу. В Верховной Раде зарегистрировано несколько десятков законопроектов на налоговую тематику. До сессионного зала многие из них еще не добрались. Но у парламента в декабре грядут две насыщенные сессионные недели, в течение которых часть законопроектов точно попадет на голосование. А значит, с 2020 года принятые документы могут вступить в силу.

Вообще, если проанализировать налоговое инициативы осени-зимы 2019 года, то часть из них даже позитивные. Например, либерализация начисления и уплаты ЕСВ и расширение сферы действия единого налога. В то же время, и Министерство финансов (стр…), и профильный комитет парламента по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики не оставляют идею покопаться в администрировании налогов. И некоторые их предложения, такие как увеличение длительности налоговых проверок и отмена персональной ответственности налоговиков за злоупотребления, откровенно пугают предпринимателей.

  • Единый счет – через год

Самое масштабное изменение – это фискализация предпринимателей-упрощенцев, о которой уже писали “Деньги“ (см. от 21 ноября 2019 года № 22(397). Все плательщики единого налога второй–четвертой групп будут с 2021 года применять кассовые аппараты. Напомним, что переход произойдет в два этапа: вплоть до 1 октября 2020 года РРО будут использовать только те предприниматели, чей годовой оборот превышает 1 млн. грн., и СПД, которые занимаются определенными видами бизнеса. С 1 октября 2020 года список подпадающих под установку кассовых аппаратов станет еще больше. А с 2021 года на РРО перейдут все упрощенцы, кроме первой группы, независимо от вида деятельности и выручки.

Читай также: Ирина Нараевская: Обрезание упрощенки

Верховная Рада в начале октября приняла законопроекты № 1049 и № 1051, которые закладывают нормативно-правовую базу для введения единого счета, предназначенного для уплаты налогов и сборов и единого соцвзноса (ЕСВ).

Как сообщила пресс-служба Министерства финансов, это будет счет Государственной налоговой службы (ГНС), открытый в Госказначействе. На него налогоплательщики и будут отправлять свои платежи. Исключение составляют лишь НДС и акцизы с топлива и спирта, для которых существуют отдельные системы электронного администрирования.

Чтобы воспользоваться единым счетом, налогоплательщику через электронный кабинет необходимо подать заявку в ГНС, и на следующий день он сможет осуществлять уплату налогов. Только вот пока единый счет работать не будет. Хотя глава налогового комитета Данил Гетманцев обещал его появление с 1 января 2020 года. Оказалось, что налоговая и казначейство не готовы так быстро перестроиться. Поэтому уплата на единый счет станет возможной только с 2021 года.

  • Таможне дают добро

Произошли существенные изменения и в таможенном законодательстве. Верховная Рада приняла законопроект № 1048 об уполномоченных экономических операторах (УЭО). Президент 4 ноября вернул его со своей подписью, и 7 ноября соответствующий закон № 141-ІХ вступил в силу. Главная его цель – упростить процедуры таможенного оформления товаров. Законопроект предусматривает введение короткой ввозной декларации, аналог которой существует в Евросоюзе, и определяет субъектов, которые могут получить статус УЭО. Это могут быть предприятия, выполняющие какую-либо роль в международной цепи поставок (производители, экспортеры-импортеры, таможенные представители, перевозчики, экспедиторы, держатели таможенных складов).

Читай также: Владимир Дубровский: Кому бояться РРО?

Наличие такого статуса предполагает процедуру упрощенного декларирования грузов, в том числе первоочередное оформление и снижение степени риска для оформляемых товаров.

Статус УЭО могут получить предприятия, которые: не нарушают требования таможенного и налогового законодательства Украины; в отношении которых отсутствуют факты привлечения к уголовной ответственности; которые имеют устойчивое финансовое положение и соблюдают стандарты безопасности и надежности.

Уполномоченные экономические операторы смогут работать с европейскими компаниями и готовить “безопасные цепочки поставки товаров“, что упростит экспортно-импортные операции в целом. “В то же время, существует риск, что внедрение УЭО вызовет смену ценообразования за услуги по таможенной очистке. Такая уж закономерность – будут длинные очереди на получение специальных сертификатов, и процесс подтягивания предприятий под критерии может затянуться“, – говорит Лариса Антощук, адвокат KPMG Law Ukraine.

Читай также: Что будет с единым налогом

В сентябре парламент принял законопроект № 1082 о режиме совместного транзита (закон № 78-IX). Правда, вступит он в силу 20 марта 2020 года. Этот документ интегрирует в украинское законодательство положения Конвенции о процедуре общего транзита. Она действует в 35 странах Европейского региона и устанавливает для всех участников единые правила декларирования и контроля транзитного перемещениями товаров.

Кроме того, будет действовать унифицированная таможенная декларация для транспортировки товаров из страны отправления в страну назначения через территории третьих государств, которые присоединились в Конвенции. То есть для перемещения товаров из Украины в Германию или из Турции в Украину понадобится только одна транзитная декларация. И ее будут принимать таможенные органы всех стран, через которые следует груз (Турция, Германия, Польша, Украина и т. д.).

В конце октября парламент поддержал законопроект № 0001, он касается международного обмена налоговой информацией между Украиной и США и подразумевает применение в Украине норм американского закона “О налоговых требованиях к иностранным счетам“ (FATCA). Этот закон обязывает иностранные банки и другие финучреждения предоставлять информацию о клиентах, физических и юридических лицах в налоговую службу США. Речь идет о номерах счетов, оборотах по счетам и остатках на них. Что интересно, Украина будет выдавать штатам такую информацию в одностороннем порядке.

  • Подачка для упрощенцев

Немного хороших новостей для предпринимателей. В профильном комитете находится законопроект № 2200 о расширении круга лиц, которые могут использовать упрощенную систему налогообложения. “Это – лица, которые ведут  научную, литературную, артистическую, образовательную или преподавательскую, врачебную, нотариальную, адвокатскую деятельность, арбитражные управляющие (распорядители имущества, управляющие санацией, ликвидаторы), частные исполнители, аудиторы, бухгалтера, инженеры“, – перечисляет адвокат Марьяна Горецкая, руководитель корпоративного отдела юридической фирмы “Горецкий и Партнеры“.

Читай также: Обслуживание РРО будет бесплатным, - Верланов

Проще говоря, это все те, кто занимается независимой профессиональной деятельностью и имеет статус самозанятого лица. По действующему законодательству самозанятые лица не имеют право использовать упрощенку. Но, если депутаты примут законопроект № 2200, то независимые профессионалы смогут выбирать для себя упрощенную систему налогообложения и платить единый налог.

Законопроект № 2338, зарегистрированный в парламенте 29 октября и переданный на согласование в профильный комитет, предполагает увеличение лимитов выручки для предпринимателей на едином налоге.

Изменения коснутся упрощенцев первой-третьей групп. Для первой группы годовой лимит оборота вырастет с 300 тыс. грн. до 1 млн. грн., для второй – с 2,5 до 5 млн. грн., для третьей группы единого налога – с 5 до 10 млн. грн. Для предпринимателей первой группы, которые оказывают бытовые услуги населению, будет действовать “нулевая“ ставка налога. А для всех остальных СПД первой группы ставка останется на уровне 10% прожиточного минимума для трудоспособных лиц, который установлен на 1 января отчетного года.

Президент Владимир Зеленский в октябре также поручил Верховной Раде принять законопроект о введении двухлетнего моратория на проверки физлиц-предпринимателей по соблюдению ими порядка применения регистраторов расчетных операций, и о смягчении ответственности для СПД за нарушения, связанные с подачей отчетности по РРО. Но в парламенте соответствующий законопроект до сих пор не зарегистрирован.

Читай также: Упрощенцы, мораторий и РРО: Что подписал Зеленский

  • Упростят или зажмут сильнее?

В подвешенном состоянии законопроекты № 1209 и № 1210 о совершенствовании администрирования налогов. Многие их нормы вызвали возмущение со стороны бизнеса и обеспокоенность тем, что вместо упрощения в администрировании произойдет усиление давления на налогоплательщиков.

Часть их норм посвящена имплементации шагов плана BEPS и борьбе с выведением капиталов в оффшоры. “Законопроекты содержат положения о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний, предписывают необходимость соблюдения принципа деловой цели (principal purpose test), учреждают новые правила определения постоянного представительства“, – рассказывает Галина Пилипенко, руководитель направления налогового консалтинга Legal House Group.

Как заявила “Деньгам“ министр финансов Оксана Маркарова, в вопросах деоффшоризации законодатели уступать не будут.

Содержат законопроекты блок инициатив, связанных с проверками бизнеса. И они волнуют предпринимателей больше всего. Вырастет длительность документальных и фактических налоговых проверок. “Контролирующий орган, который проводит проверку по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа “вытянутой руки“ (в рамках трансфертного ценообразования. – Ред.), сможет проводить с разрешения налогоплательщика осмотр помещений, объектов и сооружений, где осуществляется деятельность, связанная с проведением контролируемой операции“, – говорит Марьяна Горецкая.

Читай также: Нардепы хотят разрешить ликвидировать бездеятельных ФОПов

Существенно увеличатся штрафы за некоторые нарушения. Например, за непредоставление нотариусом или агентом по недвижимости информации о сделках по аренде объектов недвижимости будут штрафовать на 680 грн., за повторное нарушение – на 1360 грн. За непредоставление (несвоевременное предоставление) контролером отчета о контролируемых иностранных компаниях штраф составит 500 минимальных зарплат (свыше 2 млн. грн.). Штраф за нарушение плательщиками НДС предельного срока регистрации налоговой накладной и/или расчета корректировки будет на уровне 10% объема поставок (без НДС), но не более 1020 грн.

“Также согласно законопроекту № 1210 самозанятые лица и упрощенцы, которые выплачивали доходы нерезидентам, попадают в перечень лиц с годовым сроком подачи отчетности (декларации о доходах и имущественном состоянии. – Ред.)“, – предупреждает Олег Дерлюк, управляющий партнер Stron. 

Правда, Данил Гетманцев пообещал, что законопроекты доработают и учтут конструктивные возражения. Но законопроекты № 1209 и № 1210 и их альтернативные версии № 1209-1 и № 1210-1 внезапно появились в повестке дня заседания парламента 15 ноября. Причем, № 1209-1 и № 1210-1 были отозваны еще 1 ноября. Но до их рассмотрения Рада так и не добралась. Пока.

  • За экологию. Против контрабанды

Группа депутатов от партии “Слуга народа“ 5 ноября зарегистрировала законопроект, который предусматривает увеличение вчетверо ставок экологического налога за выброс загрязняющих веществ в атмосферу, в водные объекты, за размещение отходов в специально отведенных местах, за производство радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и за их хранение производителями сверх установленного срока. Повышение ставок даст возможность ежегодно собирать с бизнеса в бюджет дополнительно 14 млрд. грн.

Читай также: Гетманцев о ФОПах, налоге на зарплату и всеобщем декларировании

Депутаты намерены изменить администрирование акцизного налога. Законопроект № 2317 направлен на совершенствование работы системы электронного администрирования реализации топлива и спирта этилового (СЕАРПСЕ), и на упрощение условий лицензирования субъектов хозяйствования. В частности: пересмотрены сроки и порядок применения штрафных санкций за нарушение правил учета, производства и обращения спирта этилового на акцизных складах; отменено требование по обустройству уровнемерами-счетчиками резервуаров по производству горючего; предусмотрено размещение на официальном сайте ГНС информации об акцизных складах.

Кроме того, Всеукраинская аграрная рада предложила внедрить электронные расходно/товарно-транспортные накладные (е-РТТН). Это будет электронный документ, который содержит реквизиты расходной и товарно-транспортной накладной и ляжет в основу регистрации налоговой накладной в системе электронного администрирования НДС. Система даст возможность ГНС контролировать объемы остатков товаров на складе продавца и их перемещение, вплоть до веса перемещаемых партий и перевозящего их транспорта.

“Реализация проекта предполагает проведение огромной технической работы, тонкую и очень точную настройку системы. И стоит только случайно системе не увидеть остатки товара на складе продавца, она не даст возможности зарегистрировать е-РТТН, а впоследствии и налоговую накладную, что может привести к фактической блокировке деятельности“, – объясняет Галина Пилипенко.

  • Заблокируют без боли?

Государственная налоговая служба 1 ноября обнародовала на своем сайте проект постановления Кабинета Министров о новом порядке блокировки НДС-накладных. Он придет на замену действующему постановлению от 21 февраля 2018 года № 117.

Главное изменение – это утверждение критериев оценки степени риска, достаточных для остановки регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки (так называемый рисковый статус налогоплательщика).

Читай также: Зеленский должен подписать законопроект об электронных чеках

“Эти критерии Государственная фискальная служба определила в письме от 21 марта 2018 года № 959/99-99-07-18. Но письма не являются нормативно-правовыми актами в понимании статьи 117 Конституции Украины, а потому не могут быть источником права“, – говорит Роман Загрия, управляющий партнер юридической компании Pravo Garant. Это подтвердил и Верховный Суд, который в апреле 2019 года признал, что применение критериев риска при блокировке накладных на основании писем ГФС – незаконно.

Тем не менее, налоговики проигнорировали судебное решение и продолжают приостанавливать действие НДС-накладных по своим правилам. Новое постановление Кабмина, по идее, должно снять эту проблему.

“Согласно проекту, с 400 тыс. грн. до 1 млн. грн. вырастет размер общей суммы НДС с произведенных в Украине товаров (работ, услуг), уплаченной за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу, в котором составлена налоговая накладная/расчет корректировки. В данном случае регистрация накладной будет проходить без дальнейшей проверки“, – уточняет Роман Загрия.

Разработан механизм принятия решения комиссией при налоговой службе о соответствии или несоответствии налогоплательщика критериям рискованности налогоплательщика. И у плательщика будет возможность подать в электронном виде информацию (пояснения) и копии документов, которые подтверждают, что он под эти критерии не подпадает.

“Новые критерии вряд ли существенно изменят ситуацию. Останется два основных риска: непрогнозированность работы «автоматизированного» мониторинга соответствия налоговых накладных/расчетов корректировки и человеческий фактор при рассмотрении жалобы комиссией. Фактически налоговая хочет вернуть к жизни ранее неработающую в разрезе борьбы с теневым бизнесом систему приостановления регистрации НДС-накладных“, - считает Лариса Антощук.

  • Мнение министра

Оксана Маркарова, министр финансов Украины

Читай также: Как получить кэшбэк за жалобу на продавца

Весной 2020 года бизнес должен получить удобный и реально работающий программный продукт для фискализации расчетных операций. За последний месяц мы провели много неформальных встреч с предпринимателями и услышали, что их наиболее волнует.

Первое – будут ли программные РРО бесплатны и удобны. Напомню, что двигаться в направлении программных РРО мы начали еще летом 2018 года. Весной этого года было отобрано и зарегистрировано для целей эксперимента восемь таких систем, как альтернатива классическим РРО. В следующем году будет полнофункциональное, полностью бесплатное решение от ГНС, разработанное с учетом изменений в законодательстве.

Второе – как изменятся взаимоотношения предпринимателей с налоговой. Предприниматели очень боятся стать объектом атаки со стороны налоговиков. Мы создали внутреннюю рабочую группу вместе с ГНС. Она изучает, как дать упрощенцам возможность перейти на применение программных РРО, минимизировав общение с налоговыми органами. Все предприниматели являются клиентами банков, где хорошо налажены процессы финмониторинга, идентификации клиентов. Поэтому можно запараллелить проведение расчетных операций через программные РРО с сервисами банков в таких элементах, как, скажем, отправка электронных фискальных чеков покупателям.

Также на повестке дня рассмотрение законопроектов о налоговом администрировании (№ 1209 и № 1210. – Ред.). Большой блок – это внедрение шагов BEPS. И тем, кто привык работать с оффшорами, действительно нужно испугаться. Есть там и моменты, которые касаются продления сроков налоговых проверок. Но их очень мало и в законопроекте, который попадет в сессионный зал, эти нормы отсутствуют (полный текст интервью см. в журнале “Корреспондент“ от 6 декабря 2019 года № 23).

Украина в рейтинге простоты уплаты налогов опустилась на 11 позиций
Украина в рейтинге простоты уплаты налогов опустилась на 11 позиций / dengi.ua

Украина в рейтинге простоты уплаты налогов опустилась на 11 позиций
Украина в рейтинге простоты уплаты налогов опустилась на 11 позиций / dengi.ua

Павел Харламов


Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook 



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK