Переключиться на мобильную версию

Александра Томашевская: Три ступеньки – и петля

Александра Томашевская, налоговый консультант, генеральный директор ООО Е. С. Консалтинг – о рисках покупки фиктивного налогового кредита.
Александра Томашевская: Три ступеньки – и петля

Предложения по покупке фиктивного налогового кредита на рынке были, есть и будут. И ряд предпринимателей пользуются такими услугами по инерции, не просчитывая реальный баланс выгод и потерь от подобной тактики в перспективе. А стоило бы.  

“Петля“ НДС может оказаться всего в трех ступеньках от принятого по инерции решения.

Ступенька первая. Немного математики. Компания получает выручку в размере 10 млн. грн. в месяц с НДС. Себестоимость товаров, которые продаются, – 9 млн. грн., тоже с НДС. Напомню, что мы моделируем искусственную ситуацию, без дебиторской и кредиторской задолженности, которая в реальности, несомненно, существует.

Читай также: НБУ назвал фамилии главных должников-олигархов

У компании остался 1 млн. грн. операционной прибыли. Все прочие расходы компания несет без НДС. Таким образом, НДС к уплате за месяц составит шестую часть, или 166,7 тыс. грн. Остается 833,3 тыс. грн. Расходы компании без НДС составляют, скажем, 810 тыс. грн. И пусть все расходы – безналичные (хотя это и нереально).

После всех оплат на банковском счету останется около 23 тыс. грн. Это и на резерв для покрытия задолженностей, и на развитие, и доля прибыли собственника. Очень мало, не так ли?

И наш бизнесмен часто спрашивает себя, готов ли он отдать государству 166 тыс. грн., получив всего 23 тыс. грн., или можно “что-то предпринять“?

Ступенька вторая. Расценки на рынке “бумажных“ товаров, работ и услуг с НДС колеблются от 10 до 15%. Тариф применяется к общей сумме с НДС. “Белый“ НДС можно купить за 17% (это не шутка, хотя смешно). Зачем покупать “белый“ НДС? Фишка в этом случае не в НДС, а в наличных. Оплатив 166,7 тыс. грн. НДС в бюджет, собственник бизнеса не решает проблему с выведением наличных (если хотите – распределенной прибыли). Экономия в процентах – от 1% до 6,67%, возьмем усредненный показатель 4%. Экономия в деньгах в нашем примере – 40 тыс. грн. Компания получает к белой прибыли в 23 тыс. грн. еще 40 тыс. грн. “бонуса“ за сообразительность. Деньги? Деньги.

Читай также: В каких банках выгоднее делать валютные вклады

Ступенька третья и… петля. Дальше, как говорится, погнали. Чтобы не платить НДС, предприятие на весь миллион операционки покупает кирпич силикатный. Пусть полежит. НДС сэкономлен, кэш в чемодане. Дальше нужно оплатить расходы без НДС, нужен безнал. Владелец бизнеса вносит его в виде возвратной финансовой помощи, будут свободные деньги – вернет себе. Но внутренний голос говорит ему: “Нет, не вернешь“. И это правда, так как извлечение денег из компании с НДС чревато уплатой НДС. Ведь нужно пригнать выручку с НДС, оплатить налог, а потом вернуть финпомощь, но смысла нет. Кроме того, компания не может полностью рассчитаться за кирпичи, платит только процент за документы. Зависают хвосты с двух сторон, на складе – кирпичи, в кредиторской задолженности – долг за эти самые кирпичи и невозвращенная финпомощь. Если повезет, из кирпичей удается построить стену. И понемногу амортизировать. Кредиторы потихоньку банкротятся, и запускается бумажный перевод долга.

Из петли можно попытаться вылезти. Методы “контора умерла“, “чистка кармы“ путем реорганизации предприятия активно предлагаются на рынке и тоже стоят немалых денег. В конечном итоге нерадивый бизнесмен может оказаться в минусе по деньгам. Мы уже не говорим о психологических, репутационных потерях и возможных проблемах с законом. 

Читай также: Лишняя комиссия по кредиту: Как избавиться

Работать в “петле“ – очень стрессово. Риски, что в схеме что-то пойдет не так, высоки. Сначала кажется, что они оправданны. Но, как сказал один бизнесмен: “Я больше не хочу ходить в офис как на войну, я хочу просто зарабатывать“.

В его случае расходы на выплаты за «бумажные» поставки и проблемы, связанные с администрированием таких движений, включая услуги аудиторов и юристов по решению этих самых проблем, почти нивелируют ту экономию на налогах, которая казалась на первый взгляд очень привлекательной. Но что делать, если без  такой петли бизнес нежизнеспособен, и вся маржинальность, собственно, и состоит в экономии на налогах? И еще один риторический вопрос: как же так вышло, что, несмотря на кривую, громоздкую, уродливую систему электронного администрирования НДС, налоговый кредит продается и покупается? Эти бумажные налоговые накладные проходят все регистрации, мониторинги, критерии рисковости, коэффициенты запасов на складах, и т. п.? Наверное, ответ таков: во всех областях работают профессионалы.

Мораль. Считать нужно всем. И бизнесу, и правительству. А система налогообложения должна быть устроена так, чтобы платить налог было дешевле, чем пытаться его обойти. Поэтому логичный ответ на ухищрения бизнеса в этом направлении – снижение ставок налогов. А вовсе не выкручивание рук.

Напомним, гривневые ставки в октябре выросли.


Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook

Комментариев (0)
Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной новости. Пользователи, которые нарушают эти правила грубо или систематически, будут заблокированы.
Полная версия правил
Осталось 300 символов
Реклама
Реклама
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее здесь