Кто из страховщиков еще платит?

Кто из страховщиков еще платит?

Киевлянин Виктор Яценко купил авто в начале 2011 года. На приобретение машины он истратил все свои сбережения, и на то, чтобы застраховать машину в первый раз денег почти не оставалось. Однако товарищ Виктора, который был страховым агентом, очень удачно предложил полис КАСКО по «смешному» тарифу в 4%. Да еще и «автогражданку» на 50% дешевле, чем можно было купить у большинства страховщиков. Но радость продлилась недолго.

«В октябре 2011 года  я попал в серьезное ДТП. Причем, оказался его виновником. Правда, особо не переживал, так как был уверен, что по ОСАГО возместят убыток пострадавшему, а свое авто я отремонтирую по КАСКО», – рассказывает Виктор. Но не тут-то было: уже почти полгода незадачливый автолюбитель не может согласовать со страховщиком стоимость ремонта своего авто. Потому что компания упорно пытается навязать свое СТО. Хотя машина Виктора до сих пор находится на гарантии – значит, ремонт на неофициальном СТО приведет к ее потере. По «автогражданке» пострадавшему тоже не заплатили, хотя документы давно собраны и даже есть решение суда. «Однако компания затягивает сроки всеми силами, а недавно ей приостановили лицензию по ОСАГО. Пострадавший донимает меня звонками. Знал бы, что все так закончится – не экономил бы», – сетует Виктор.

Портфель без мотора

Внешне ситуация на страховом рынке выглядит так, что кризис вроде бы там и закончился. В частности, по предварительным итогам Лиги страховых организаций (ЛСОУ) и Национальной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг (НКРФУ) рост собранных премий в 2011 году составил около 10%. Но у страховых компаний за последние три года накопился целый вал проблем. В первую очередь, связанных с автострахованием, которое для физлиц остается самой массовой и самой востребованной услугой.

Ключевая проблема, а точнее – причина большинства трудностей: падение объемов продаж автостраховок через банки, которые резко сократили автокредитование. В результате чего КАСКО в 2011 году выросло максимум на 5%, хотя, к примеру, в 2008–2009 годах этот вид страховок подорожал на 60–80%, а в 2010-м – еще на 10–15%. То есть, число проданных полисов продолжает снижаться, хотя средняя «цена чека» растет.

Казалось бы, какое дело страхователям до сокращения числа продаваемых полисов? Но дело-то как раз и есть: чем меньше полисов, тем больше у страховщика соблазнов сократить численность сотрудников в службах поддержки клиентов. Со всеми вытекающими для сервиса последствиями.

Многие страховщики, в принципе, постепенно сокращают долю этого вида страхования в своих портфелях. Усредненный удельный вес КАСКО у 25 лидеров рынка составляет около 25%, хотя пару лет назад этот показатель достигал 40%, а иногда и выше. Руководители компаний считают, что сейчас автострахование – один из самых убыточных видов деятельности. Они даже утверждают, что убытки по нему достигают 80–100%. И с нетерпением ожидают взлета продаж полисов в связи с полномасштабным восстановлением автокредитования. Ситуация выглядит немного странно с точки зрения постороннего зрителя: страховщики плачутся по поводу роста убыточности КАСКО, но тут же уповают на рост продаж таких полисов через банки, которые, ко всему прочему, еще и комиссии немаленькие дерут со страховых компаний за поставку свежих клиентов.

С ОСАГО ситуация еще сложнее. По итогам 2011 год объем премий по ОСАГО вырос более чем на 30%.  Но этот рост во многом обусловлен удорожанием «автогражданки» с осени 2010 года. Кроме того, большую роль сыграл демпинг со стороны страховых компаний, который позволил существенно нарастить объемы, но и ухудшил финансовое состояние многих страховщиков.

Достаточно вспомнить скандал вокруг СК «Инвестсервис» и «Украинской экологической страховой компании», которые из-за бездумного демпинга в сегменте «Зеленой карты» фактически стали неплатежеспособны, и должны своим клиентам несколько десятков миллионов гривен.

У многих других компаний ситуация не лучше. Вызывает обеспокоенность платежеспособность СК «Остра» и «Гарантия», о необходимости проверить которые МТСБУ говорило еще в конце 2011 года. Ходят слухи о компании «Добробут», которая в феврале лишилась лицензии на «автогражданку» за демпинг и попытки перекупать агентов за баснословные комиссионные.

Кстати, с недавних пор МТСБУ начало публиковать данные о финансовом состоянии, а также выполнении обязательств страховщиками, которые входят в состав бюро. Например, по итогам 2011 года по качеству урегулирования убытков оценку «плохо» получили 13 страховщиков, а по количеству жалоб от страхователей и потерпевших – 24 компании, а это почти 30% всех участников рынка ОСАГО (посмотреть можно здесь). А некоторые компании, которые не смогут справиться с ростом убыточности  «автогражданки», откажутся от нее. Это, в комплексе с мерами по очищению рынка со стороны МТСБУ, должно привести к росту качественной конкуренции и сокращению сроков выплат до законодательно оговоренных 90 дней.

В поисках прибыли

По итогам 2011 года активы и объем полученных страховых взносов у большинства лидеров рынка выросли. При этом уровень выплат в среднем находится в общепринятых нормах, и не превышает 50–60% (см. таблицу).

Что касается финансового результата, то с убытками рынок так и не справился. Более того, компании тщательно скрывают то, сколько им на самом деле удалось заработать (или потерять). Корреспонденты «Денег» с удивлением обнаружили, что в этом году «финансовый результат» перешел в категорию секретных показателей. Нам удалось получить эти данные менее чем у половины страховых компаний. Пресс-службы остальных «лидеров рынка» стойко хранили тайну. Логика подсказывает, что скрывают они отнюдь не баснословные прибыли.

А ведь убыточность любого бизнеса говорит о том, что он неэффективен, а вложенные в него инвестиции себя не оправдывают. Кроме того, «минус» по прибыли действует и на клиентов, которые справедливо опасаются, что компания может стать банкротом.

В целом, на 2012 год прогнозы относительно оптимистичны: по оценкам Нацкомфинуслуг рынок вновь вырастет на 5–10%, а компании будут постепенно выходить на прибыльность. «К тому же, пока нет катастрофических убытков, повода ожидать банкротств страховых компаний в нынешнем году тоже нет», – считает председатель правления СК «Арсенал-Страхование» Максим Туз.

Однако, у «Денег» по данному поводу несколько иное мнение. «Не под диктофон» функционеры страхового рынка признают, что компании «кушают» из страховых резервов, в частности, используя замещение качественных активов низколиквидными. И не исключено, что при повышении требовательности со стороны клиентов, при ужесточении регулирования со стороны Нацкомиссии по рынку финуслуг, печальная правда вскроется. И вот тогда клиентам, купившим КАСКО-полисы, придется несладко. Ведь в отличие от ОСАГО, никто никаких гарантий таким страхователям не дает.

Что же делать потенциальному клиенту страховой компании?  При выборе компании стоит внимательно изучать структуру портфеля. Так как доля «моторки» более 50–60% – это уже риск. «Достаточно вспомнить печальный опыт ряда известных компаний (к примеру, «Страховые Традиции» – Ред.), у которых доля портфеля по КАСКО доходила до 98%, что привело к их финансовому краху», – напоминает начальник управления по работе с банками СО «Ильичевское» Максим  Гриценок.

Не исключено, что страховщики и дальше будут снижать долю автострахования в своих портфелях, стремясь сбалансировать их и одновременно повысить качество урегулирования (то есть – выплачивать по страховым случаям тогда, когда на это страхователь имеет право).

В борьбе за клиента

С сокращением продаж «банковских» страховок, которые раньше составляли 30–40%, страховщики начали активно искать альтернативные каналы продаж: развитие собственных агентских сетей и усиление продаж через автосалоны.

Это может помочь СК сократить издержки (агентские комиссионные составляют 30–40%, в то время как банки забирают порой 70–80% платежа) и даже снизить страховые тарифы. «Приобретая страховку сразу же при покупке авто, можно рассчитывать на более низкий тариф, так как и страховщик, и автосалон, способны варьировать маржу своего заработка в угоду клиенту», – говорит Максим Гриценок.

Однако значительного снижения тарифов ожидать не стоит. Страховщики больно обожглись на демпинге в 2008–2009 годах и не станут вновь наступать на те же грабли. Когда ценовой аргумент исчерпан, СК ничего не остается, как конкурировать качеством. Разумеется, говорить о такой совестливости всего рынка нельзя. Но ведущие игроки, которые имеют относительно положительную репутацию, обратят на сервис большое внимание.  

Что это даст страхователю? Во-первых, сокращение сроков урегулирования. Особенно по КАСКО. При этом страховщики говорят, что довести время выплаты с момента страхового случая до 7–14 дней вполне реально, если ситуация не требует долгого судебного разбирательства и проведения сложных экспертиз.

В ОСАГО добиться скорости выплаты сложнее, так как многое зависит от срока вынесения судебного решения. Тем не менее, в законодательстве оговорено, что с момента наступления ДТП и до факта возмещения должно пройти не более 90 дней. Однако в этот срок укладываются единицы. У большинства компаний время урегулирования по «автогражданке» достигает 150–250 дней и более. Правда, МТСБУ уже в этом году обещает жестко бороться с таким явлением.

Во-вторых, улучшение обслуживания. Например, когда сбором документов будет полностью заниматься страховая компания, а клиенту останется лишь написать заявление и получить деньги. Плюс ко всему, некоторые страховщики обещают, что уже в ближайшем будущем доведут сервис до такого уровня, когда на место ДТП будет приезжать эвакуатор, забирать автомобиль на СТО, а через неделю отремонтированное авто пригонят прямо под дом.

Резюме: Выбирая страховку, сейчас нужно особо внимательно изучать структуру портфеля страховой компании. На рынке все еще есть кандидаты в банкроты.

6 шагов по выбору компания для страхования автомобиля:

  • Шаг 1. Составить шорт-лист из 20 самых «страхующих» компаний (используйте как подспорье нашу таблицу, но жестко ограничиваться ею не стоит – слушайте еще и рекомендации друзей). ВНИМАНИЕ: Не стоит покупать страховой полис у мелкой компании или у той, которая только вышла на рынок
  • Шаг 2. Отобрать из указанного списка 10 компаний с самым большим капиталом, гарантийным фондом и резервами
  • Шаг 3. Выбрать из данной десятки 3–5 компаний со взвешенным показателем уровня выплат (около 40–60%)
  • Шаг 4. Узнать тарифы и запросить условия договоров страхования у этих компаний
  • Шаг 5. Ознакомиться с отзывами о работе компаний на форумах  ВНИМАНИЕ: На форумах часто сидят «боты» СК и их конкурентов, которые пишут о компаниях как гадости, так и хвалебные оды. Однако пренебрегать этим источником информации не стоит.   
  • Шаг 6. Выбрать наиболее приемлемый вариант по уровню тарифов и сервисному наполнению среди компаний с наименьшим количеством жалоб.

Как мы считали

Чтобы вычислить наиболее надежные компании из 20 крупнейших по сбору премий, корреспонденты «Деньги» отранжировали их с учетом влияния 5 показателей: размер капитала, объем резервов, гарантийного фонда, уровня выплат и доли автострахования в портфеле.

Первые три показателя отражают платежеспособность компании и возможность своевременно рассчитаться по своим обязательствам.

Уровень выплат отражает соотношение выплат к собранным премиям. В данном случае, идеальной будет «золотая середина». Так как слишком низкий уровень выплат говорит о том, что получить возмещение от такой компании будет очень сложно. А слишком высокий – о том, что у компании плохой риск-менеджмент и это может привести к банкротству.

Автострахование является одним из самых убыточных видов страхования, поэтому, чем ниже его доля в портфеле СК, тем лучше. Все показатели были учтены в рейтинге с одинаковым весом. Корреспонденты «Денег» не комментируют результаты рейтинга, читатель может оценить их сам. Если у представителей страховых компаний возникнут дополнительные вопросы по методике расчетов или использованным данным, редакция готова рассмотреть замечания. 

Рейтинг финансовой надежности страховых компаний

Место

Название компании

Уровень выплат

Активы, млн. грн.

Резервы, млн. грн.

Гарантийный фонд, млн. грн.

Капитал, млн. грн.

Доля автострахования в портфеле

Прибыль за 2011 год, млн. грн.

Итоговый коэффициент

1

АХА Страхование

42,24%

859,74

302,700

184,92

446,89

74,32%

6,45

0,64

2

СГ ТАС

54,06%

704,58

248,970

244,29

429,5

70,56%

174,08

0,60

3

«Оранта»

36,48%

1130,87

262,960

37,12

812,25

68,86%

0,47

0,59

4

АСКА

54,43%

452,69

229,270

100,08

284,67

26,09%

-19,8

0,57

5

«Провидн»а

53,24%

791,88

349,140

118,22

189,8

52,15%

Не предоставили

0,56

6

ИНГО Украина

62,13%

611

312,130

95,2

263,74

41,60%

10,1

0,52

7

«Универсальная»

35,10%

460,29

183,400

101,98

266,42

44,60%

0,64

0,52

8

УПСК

37,08%

317,06

228,480

11,31

111,31

39,06%

Не предоставили

0,46

9

ПЗУ Украина

44,12%

334,77

211,560

60,74

78,7

48,06%

-13,86

0,45

10

Allianz Украина

46,69%

163,74

141,640

0,6

68,66

14,91%

-2,67

0,44

11

«Княжа»

46,86%

328,34

123,720

93,46

182,2

58,95%

Не предоставили

0,40

12

«Арсенал-Страхование»

16,43%

174,99

115,200

61,97

77,97

16,72%

23,75

0,38

13

«Добробут»

21,18%

416,95

100,770

75,59

312,09

45,48%

Не предоставили

0,38

14

«Брокбизнес»

50,15%

212,21

74,410

64,83

116,23

39,66%

Не предоставили

0,37

15

«Уник»а

80,37%

446,14

349,680

9,4

128,88

44,71%

Не предоставили

0,34

16

«Альфа-Страхование»

26,70%

218,83

90,270

13,64

108,12

33,15%

Не предоставили

0,34

17

«Гарант-Авто»

56,37%

409,71

161,140

77,55

161,04

69,00%

8,74

0,33

18

«Просто-Страхование»

41,63%

205,8

88,430

36,31

100,31

62,63%

Не предоставили

0,33

19

«Перша»

31,96%

92,33

37,800

2,76

42,76

30,55%

0,12

0,31

20

«Ильичевское»

54,58%

140,28

60,680

32,09

62,09

35,99%

Не предоставили

0,31

*Данные страховых компаний и рейтинга InsuranceTOP.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK