− "Первые серьезные деньги я заработал в качестве переводчика, еще будучи студентом. Это было начало 90-х, и иностранцы за такую работу платили валютой -- $15 в день. В то время люди месяц жили на такую сумму. В Москве уже можно было свободно менять валюту, так что мне хватало денег на те вещи, которые были тогда важны: новые кроссовки Nike или джинсы Levi’s.
А мой трудовой путь в рекламе достаточно банален и скучен. Вернее сказать, он слишком правильный. В рекламном деле я дорос до статуса владельца бизнеса за двенадцать лет -- то есть нельзя сказать, что это какое-то мегадостижение. Рос я очень последовательно: сначала пришел на самую младшую должность, потом дошел до средней, со временем стал наемным менеджером и надо мной были только учредители. Тогда помимо хорошей зарплаты мне уже платили бонусы, и я стал получать приличные деньги, часть из которых откладывал.
В 2006 году я осознал, что дальнейший мой профессиональный рост заключается только в том, чтобы стать владельцем бизнеса. Тогда свои накопления я использовал на покупку одной из компаний холдинга, который возглавлял. Дело в том, что когда я думал о собственном бизнесе, мне не хотелось что-то строить с нуля. Потому что в этом случае какой-то период времени придется делать "черную работу", думать о примитивных вещах типа того, где купить стулья. А мне этим заниматься было лень, и я хотел купить уже готовый бизнес. Плюс я покупал одно из агентств, входящих в холдинг, которым сам управлял и хорошо знал. Понятно, что начинать бизнес с нуля обошлось бы в десять раз дешевле, а так мне эта покупка обошлась в шестизначную цифру в долларах. Но когда компания уже работает, лучше понимаешь, что будет дальше.
В части запуска собственного бизнеса сейчас, в условиях кризиса, я не думаю, что ситуация кардинально отличается от той, которая была до его начала: законы те же самые, но чуть-чуть более жесткие правила игры. За исключением тех сфер, которые сильно упали, − например недвижимость, − успешные бизнесы, в которых проводилась правильная политика, и сейчас себя нормально чувствуют. Однако до кризиса, на фоне общего подъема бизнес прощал какие-то ошибки, а сейчас они всплыли.
Поэтому нельзя сказать, что сейчас проще или сложнее запускать бизнес. Для хороших идей и правильного подхода время подходящим является всегда. Во многих сферах сейчас происходят серьезные изменения, под которые требуются новые услуги и новые направления бизнеса, чтобы соответствовать быстро меняющемуся рынку. Например, конкретно в сфере рекламно-коммуникационных услуг заметно выросла роль Интернета: за год количество пользователей Сети в Украине увеличилось в полтора-два раза. Соответственно, Интернет -- очень мощный канал для рекламы. Поэтому в прошлом году мы запустили интернет-подразделение. Точнее сказать, перезапустили под новым брендом, с новым директором и командой и очень довольны, потому что бизнес сразу хорошо пошел. Это, конечно, не совсем старт-ап, но если бы у меня изначально не было этого направления, я бы все равно его запустил.
А кризис лишь подтолкнул изменения, привел к новой расстановке сил. А когда такое происходит, закономерно, что появляются и новые возможности. Единственное "но" -- конечно, это не принесет тех денег, которые можно было заработать до кризиса, но с точки зрения увеличения рыночной доли это выгодно и перспективно.
Думаю, независимо от того, в кризис или нет, но риски при запуске бизнеса одинаковы. Потому что бизнес создается не на один год и он должен быть в состоянии работать и в период экономического роста, и в период кризиса.
Есть наивная точка зрения, что в кризис можно дешево купить хороший бизнес. Хороший бизнес и в кризис себя чувствует хорошо, и у владельцев нет большого желания его продавать. Если прийти к человеку и сказать: "Сейчас кризис. Ваш бизнес стоит дешевле. Продайте его нам". Он ответит: "Зачем? У меня и так все нормально. Скоро подъем начнется -- буду много денег зарабатывать". То есть при продаже он все равно будет учитывать перспективу роста, и задешево никто ничего хорошего продавать не будет. Разве что какие-то проблемные компании с долгами, например.
TABASCO
В группу агентств Tаbasco входят пять агентств, предоставляющих услуги во всех сферах маркетинговых коммуникаций. На рынке с 2003 года. Общее количество сотрудников группы -- около 100 человек. Оборот в 2009-м − более 100 миллионов гривен.