Не сложилось. Не случилось налоговой реформы в связи с принятием Налогового кодекса. Налоговый кодекс оказался одеялом, наскоро сметанным одеялом из лоскутов – из старых налоговых законов, что существовали до сих пор. Когда Кодекс приняли в ноябре, стало окончательно ясно, что повод для его создания был лишь один – хотели ликвидировать единым махом упрощенную систему налогообложения малого бизнеса.
Я далек от мысли, что демонстративное завинчивание гаек, вызвавшее к жизни очередную бурю протестов и последующее явление лидера нации народу, было хорошо продуманной спецоперацией. Как-то плохо вяжутся слова «хорошо продуманное» с традициями украинских правительств.
Ну, что случилось – то и случилось: малому бизнесу оставили право какое-то время поработать на «упрощенке». Но при этом лишили права зарабатывать. Да, предпринимателям вернули «упрощенку» им. Л.Кучмы. Но у них отняли право выполнять заказы и подряды для крупного и среднего бизнеса. В статье 139.1.12, что находится в разделе, посвященном налогу на прибыль, уже после всех президентских замечаний осталась норма, согласно которой юрлица не могут относить на свои затраты те платежи, которые адресованы «упрощенцам». То есть со всех платежей в адрес «упрощенцев» украинские компании обязаны платить налог на прибыль.
Тут больше и делать-то ничего особенного не нужно – малый бизнес отсохнет сам, как заботливо надрезанное дерево.
Ну, а чтобы всем стало окончательно ясно, какая именно судьба ждет малый бизнес, уже обещан специальный закон об упрощенной системе налогообложения – его собираются принять в первые пару месяцев 2011 года. Как принятие отдельного закона согласуется с наличием Кодекса, который, по идее, должен содержать в себе все без исключения существующие в стране налоговые нормы – пока не объясняют.
Самая большая претензия, которую власть предъявляет упрощенной системе налогообложения – низкие ставки единого налога. Однако именно по поводу ставок истинные авторы Кодекса беспокоятся меньше всего. Больше всего их раздражают как раз не ставки, а статус – неприкосновенность, - «упрощенцев». Лоббистов и отцов Кодекса, похоже, не устраивает именно отсутствие поводов для проверок, а значит - и поводов для коррупции.
Писать об нужно еще и еще раз хотя бы потому, что обществу, налогоплательщикам необходимо знать истинные мотивы ликвидации «упрощенки». А еще нужно раскрывать возможные последствия этого настойчиво лоббируемого процесса.
Украина относительно легко перенесла кризис 2008-2009 годов совсем не потому, что правительство сумело влезть в колоссальные долги и за счет этих денег как-то поддержать экономику. Причина совсем другая – малый бизнес, как губка, впитал в себя массу уволенных с крупных предприятий работников. Да, зачастую им платили зарплаты «в конвертах». Но, право, это меньшее зло, чем толпы безработных и очереди в центрах занятости.
«Упрощенка» как демпфер поглотила шок от падения гривны в 2008 году и хотя бы немного сдержала рост цен. Но уже сегодня бизнес закладывает в свои новые цены те риски, что связаны с демонтажом упрощенной системы налогообложения.
Если кто-то плохо помнит – «упрощенка» появилась в Украине в 1999 году, как реакция на беспредел со стороны крепчающей фискальной системы и на последствия кризиса-1998. Тогда буквально за год страна поднялась – в том числе и потому, что можно было быстро начать свое мелкое дело.
Сейчас Налоговый кодекс и планы по его ужесточению резко сужают возможности легкого входа в бизнес. Ведь принятие специального закона об «упрощенке» наверняка сделает такой шаг еще сложнее. И это при том, что для предпринимательства в Украине по-прежнему сохраняется принцип «Вход – рубль, выход – десять». Те, кто был испуган надвигающейся ликвидацией «упрощенки» и потому бросился закрывать свои ЧП, ощутили это в полной мере.
А ведь делать нужно точно наоборот – упрощать процедуру входа в бизнес и выхода из него, ликвидировать поводы для коррупции фискальных органов, в том числе – при помощи «упрощенки». Почему? Потому что правительства Украины стремительно наращивают внешний долг, а значит – приближают очередной финансовый кризис.
Александр Крамаренко, главный редактор журнала для частных инвесторов и потребителей «Деньги.ua», специально для журнала "Фокус" 02.12.2011


