Первые два тура конкурса за кресло главы Госфискслужбы уже завершились. Перечислять кандидатов, участвовавших в первом туре, резона нет никакого. Потому что там 4/5 – явные аутсайдеры с примесью маргиналов. Кто-то скажет, что отсеивать стоило не всех отпавших после первого тура. Возможно.
Но среди прошедших во второй тур 12 человек(Геннадий Васюков, Виктор Гладун, Дмитрий Деревицкий, Юлия Дроговоз, Андрей Коломиец, Алексей Любченко, Максим Мокляк, Роман Насиров, Игорь Петрашко, Оксана Продан, Денис Фудашкин, Нина Южанина) выбор, однозначно, есть. И мне кажется, что невосполнимых потерь между первым и вторым туром не понесено.
Да, среди прошедших во второй тур конкурса есть однозначно непроходные фигуры. Кто-то может быть причислен к непроходным по причине близости к тем или иным промышленным группам, кто-то – по причине чрезмерной близости к предшествующим руководителям налогового ведомства, кто-то – ввиду шлейфа одиозных фискальных инициатив, кто-то – просто потому, что не интегрирован в большую политику в достаточной степени.
На выходе остаются максимум трое-четверо кандидатур – из них реально и будет выбирать «Рада з питань відбору кандидатів на пост Голови Державної фіскальної служби».
Если перечислить их в алфавитном порядке, то это, на мой взгляд, трое(снова в алфавитном порядке): Максим Мокляк, Роман Насиров и Оксана Продан. Почему они – попробую обосновать. За Максимом Мокляком – уже довольно глубокое знание внутренней фискальной кухни, так как он работает в ГФС уже около года, а с февраля, после скандальной отставки Игоря Билоуса, стал и.о. главы ГФС. Ну и еще за г-ном Мокляком – сильное экономическое образование (Стокгольмская школа экономики) и прошлое инвестиционного банкира.
Роман Насиров пришел в политику из инвестиционного бизнеса, имея в кармане диплом MBA, полученный в Лондоне. Что и не удивительно – из инвестбизнеса в новую власть было рекрутировано много руководителей. Именно эти выходцы из инвестбанкинга и крупного бизнеса сейчас запустили едва ли не первые серьезные реформы в Украине. Да, у нас есть много жестких претензий по поводу скорости этих реформ. Но точно претензий очень мало по поводу их направленности. В Верховной Раде, избранной осенью 2014 года(прошел по списку БПП), Роман Насиров возглавил Комитет по налоговой и таможенной политике.
Оксана Продан – бывший предприниматель, затем глава ВО предпринимателей малого и среднего бизнес «Фортеця», народный депутат(избрана по списку БПП). За нее говорят многолетний опыт защиты интересов малого и среднего бизнеса. Сейчас она является одним из членов Комитета ВР по налоговой и таможенной политике.
Шансы у Максима Мокляка – высокие, если видеть в нем не первое лицо, а одного из ведущих заместителей главы ГФС, эдакого технократа, который будет держать свой участок. Потому что от фискального ведомства сейчас ждут поступлений в бюджеты всех уровней, а также в соцфонды и Пенсионный фонд. Ведь, к сожалению, на время налоговых реформ налоговых каникул не предусмотрено.
А вот возглавить ГФС г-н Мокляк сможет едва ли. Уровень коррумпированности аппарата ГФС все еще высок – это и было причиной отставки предыдущего руководства, вчерашних боссов г-на Мокляка. Претензии по этому поводу к ведомству – колоссальные. Что, на мой взгляд, сужает перспективны нынешнего и.о. главы ведомства утратить эту самую приставку «и.о.».
Роман Насиров имеет самый сильный аргумент в свою пользу – фактически, он является конструктором того налогового законодательства, которое действует сейчас в Украине. Именно он координировал налоговую реформу-2014. И несет за нее ответственность. Кому, как не ему, нести ответственность и за ее реализацию? Опыт в инвестиционном банкинге – это для него большой плюс, так как я абсолютно уверен, что в состав высшего руководства ГФС на этот раз непременно рекрутируют иностранцев, не связанных с украинской коррупцией.
Сценарий «разработал реформы – теперь реформируй» мне кажется более чем вероятным просто потому, что в фискальных реформах зазоров для маневров уже не осталось. С одной стороны – жесткие требования изгнать коррупцию из налоговой и таможни. Причем, требования эти звучат со стороны внешних финансовых доноров уже совсем конкретно. С другой – острая необходимость в ресурсах для бюджетов всех уровней и соцфондов.
По этой же причине – впереди неизбежна целая пачка жестких и непопулярных решений - Оксана Продан скорее имеет шансы возглавить Комитет ВР по налоговой и таможенной политике, чем само фискальное ведомство. Эта позиция, по моему мнению, в большей степени соответствует ее опыту общественного деятеля и предпринимателя.