В мировой автомобильной промышленности все очень тесно переплетено. «В производстве автомобиля только 30 процентов - дело рук собственно производителя, остальные 70 процентов зависит от поставщиков. И в этом глобализованном тесном переплетении японские поставщики играют важную роль», - объясняет Штефан Братцель, эксперт немецкого Центра автомобильных исследований. Так, например, японское предприятие Denso является вторым по объемам в мире поставщиком автомобильных составляющих после немецкой компании Bosch. Еще один японский производитель, Aisin, входит в десятку важнейших поставщиков автодеталей мира. Как Denso, так и Aisin, относятся к крупнейшему в мире автопроизводителю Toyota и обеспечивают также другие автомобилестроительные концерны моторами, кузовами, коробками передач и другими составляющими.

Головная боль - чипы

Наибольшие проблемы ожидаются в области автомобильных комплектующих, связанных с электроникой, ведь в этой области японцы считаются ведущими поставщиками в мире, говорит Штефан Братцель. «Опасность заключается в том, что если там возникнут проблемы, то нам элементарно будет не хватать важных для электронной начинки автомобилей чипов», - говорит эксперт.

Многие из фабрик, выпускавших электронику или полупроводниковую продукцию для автомобильной промышленности, расположены именно в тех японских префектурах, сильно пострадавших вследствие мощного землетрясения. У них повреждены здания, прервано снабжение электроэнергией, разрушена инфраструктура. Все это в итоге приводит просто к остановке производства.

Заводы немецкого автоконцерна Opel, расположенные в Айзенахе, первыми в Германии ощутили на себе последствия катастрофы в Японии. Из-за недопоставок из японских предприятий им уже приходилось приостанавливать производство на нескольких конвейерах. О проблемах похожего характера информируют и с заводов Porsche, дочери автоконцерна Volkswagen. Там проблема вращается вокруг поставок коробок передач, которые производитель спортивных машин обычно получает от японского предприятия Aisin. Volkswagen пояснил, что комплектующих для бесперебойного производства хватит лишь до конца этой недели, поэтому эксперты концерна пытаются отыскать альтернативу японским составляющим.

Поиски новых поставщиков могут длиться долго. «Как правило, проблемы возникают с поставками деталей, которые четко подогнаны под конкретные модели автомобилей. Поэтому вот просто так взять и поменять поставщика нереально», поясняет немецкий автомобильный эксперт Штефан Братцель.

Всего немецкая автомобильная промышленность пока не очень сильно ощутила на себе последствия катастрофы в Японии. Хуже выглядит ситуация у автопроизводителей из США и Китая, поскольку они больше зависят от поставщиков комплектующих из Японии. Так, концерн General Motors вынужден был в понедельник из-за недопоставок из японских предприятий остановить производство на одной из фабрик в штате Нью-Йорк.

Немцы могут извлечь выгоду

Пока автопроизводители надеются, что производство в Японии нормализуется. При этом уже точно известно, что больше всех пострадали от катастрофы производители автомобилей из Японии. По прогнозам института рыночных исследований автомобильной отрасли IHS Automotive объемы японского автомобильного производства уменьшатся в марте на целых 65 процентов. По иронии судьбы, такая ситуация может стать выигрышной для немецких автопроизводителей. «Может случиться, что, например, Toyota или Honda вынуждены надолго остановить свои конвейеры из-за проблем с током. Это означает, что будет выпущено меньше автомобилей в Японии. И как результат - будет продаваться больше автомобилей, произведенных в Европе, прежде всего, в Германии», - анализирует автомобильный эксперт Norddeutsche Landesbank Франк Швопе.

По материалам Немецкой Волны