«Путешествие в этом году со всей семьей чуть не стало для меня последним. Мы ездили с турклубом по городам у берегов морей и океанов. Поскольку была уже осень, я решил не плавать. Но в Ницце погода стояла шикарная, потому решил нарушить планы. Как только вошел в воду, меня накрыла волна», – рассказывает Александр Павловский. Александру повезло – помощь была оказана оперативно и спасателями на пляже, и врачами. «В клинике нам оказали нужную помощь быстро, качественно и без дополнительной оплаты, благодаря чему мы продолжили отдых», – рассказала его супруга Антонина.

Конечно, врачебная помощь не была бесплатной – у Александра была медстраховка, приобретенная перед путешествием. А это важно. Ведь при любом недомогании за границей вопросы организации медуслуг и их оплаты решаются страховой компанией. Хотя и самому застрахованному нужно не зевать.

Фото: shatterstock

Покупаем заботу

Если путешествие организует турагентство, то страховка идет в пакете с отелем и билетами. Оформлением полиса занимается турфирма, а от клиента нужны лишь данные загранпаспорта. При самостоятельном путешествии за полисом придется ехать в офис страховщика. А вот цену страховки можно узнать и онлайн или с помощью звонка в колл-центр компании. «Некоторые страховщики предлагают на своих сайтах онлайн-калькуляторы, чтобы путешественник мог самостоятельно рассчитать тариф и «поиграть» с разными опциями, которые входят в договор», – рассказывает начальник отдела андеррайтинга и методологии личных видов страхования СК «Allianz Украина» Наталья Алексенко.

Обычно оформление полиса занимает не более 15–20 минут. Но если все необходимые данные были внесены через Интернет, то всё, что останется сделать по приезде в офис, – поставить свою подпись на договоре и уплатить цену полиса. Для оформления нужен лишь загранпаспорт. Но иногда страховые просят предоставить ИНН и украинский паспорт.

Цена медицинского полиса зависит от возраста клиента, территории покрытия, срока пребывания, страховой суммы и перечня предусмотренных полисом рисков. Меняется стоимость полиса и в зависимости от того, какой отдых турист предпочитает. Любителям экстремальных видов спорта (таковыми считаются парашютный спорт, мотокросс, лыжи и дайвинг) компании предлагают отдельные страховки – дороже на 20–40%, чем стандартный медполис. Самые дешевые полисы – для Европы, немного дороже – для стран Азии, и самые дорогие – для США. Например, если в Европу на 14 дней полис стоит 50–130 грн., то за страховку с территорией покрытия США придется отдать 400–500 грн.

Что включено?

«Туристическое страхование покрывает только медицинские расходы, связанные с неотложной помощью, – стационарной, амбулаторной, стоматологической, но компании не берут на себя расходы на плановое лечение», – отмечает менеджер управления личного страхования компании PZU Ольга Сидорук.

Кроме медицинских расходов, страховка для выезжающих за рубеж может покрывать риск потери или задержки выдачи багажа, риск отказа в выдаче визы, отмену или задержку авиарейса. В некоторые полисы входит компенсация расходов на восстановление документов в случае их потери или кражи, а также помощь в блокировке банковской карты или ее срочном перевыпуске. Однако наличие всех этих опций необязательно входит в обычный медполис, поэтому клиенту лучше заранее уточнять в компании перечень рисков, которые покрывает страховка.

«В прошлом году ездила на горнолыжный курорт в Закопане. Во время спуска сломала ногу, но сначала не поняла, в чем дело. До гостиницы еще кое-как добралась, и уже там осознала, что нога сломана. Я сразу набрала номер, указанный в полисе, рассказала ситуацию, назвала имя, фамилию. Оператор записал мой номер. Через полчаса мне перезвонили и рассказали, в какую больницу меня заберут. Также оператор поинтересовался, как мне лучше добираться – на такси или прислать «скорую». Поскольку я была с ребенком, решила его не тревожить и выбрала такси. И хотя гостиница находилась достаточно далеко от больницы, расходы на такси покрыл страховой полис. В больнице мне наложили шину, дали необходимые лекарства, и все за счет страховой», – рассказывает путешественница Наталья Маманчук.

Да, именно такое обслуживание считается нормой, хотя и не всегда туристам вот так сразу помогают. Однако конкуренция за клиента – высока, и компании готовы угождать. Например, придумывая новые программы и дополнительные услуги. У страховых есть специальные программы для отдыхающих на горнолыжных курортах, которые учитывают высокий риск и покрывают услуги санитарной авиации.

И, конечно, есть специальные предложения для любителей кататься на квадроциклах и нырять с аквалангом. Именно такие страховки пригодятся тем, кто планирует захватывающее путешествие в Египет, Таиланд, Доминикану, на Бали или Мальдивы.

Смотреть на написанное

Покупая страховой полис, важно детально ознакомиться, какие именно случаи он покрывает. За лечение хронических заболеваний страховая не заплатит. Также как не компенсируют медрасходы клиентам, угодившим в неприятности в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

«Надо обратить внимание на страховые суммы, лимиты и франшизы», – советует начальник управления личного страхования СК «Нова» Оксана Шаленко.

Если полисом предусмотрена франшиза, часть затрат на медпомощь за рубежом придется оплатить из собственного кошелька.

Что еще важно? Страховая сумма. «Нужно акцентировать внимание на страховой сумме. Стандарт – это 30 тыс. евро/долларов США, такие, в основном, требуют в посольствах для оформления визы», – говорит начальник отдела урегулирования претензий «АприлАссистанс Украина» Екатерина Пустовит. Исключение – США и Израиль, там очень дорогое медицинское обслуживание для иностранных граждан. И 30 тыс. долл. может не хватить, например, если внезапно обострится аппендицит. Для этих стран нужен полис со страховой суммой 50 тыс. долл., а лучше – 75 или 100 тыс. долл.

В экстренном случае

При наступлении страхового случая туристу стоит немедленно обратиться по номеру телефона, указанному в полисе, – обычно это контакты ассистанских компаний. Операторы ассистанса работают круглосуточно. По телефону туристу зададут несколько вопросов, чтобы его идентифицировать и сообщить о нем и его проблеме в страховую. Ответив на все вопросы оператора, клиент получит детальную инструкцию, что делать дальше.

Если сразу сообщить о наступлении страхового случая не удалось, нужно сделать это как можно скорее. Чаще всего в договоре страхования предусмотрено 24 часа для уведомления. Тянуть с извещением – значит рисковать, что компания откажется компенсировать затраты на медицинские услуги.

Сколько за медстраховку для туриста*

Компания, сайт

Страховка для Европы**

Страховка для США***

Страховка для Азии****

Период страхования

14 дней

30 дней

14 дней

30 дней

14 дней

30 дней

Allianz Украина, allianz.ua

 

249,48 грн.

450,36 грн.

268,92 грн.

513,54 грн.

268,92 грн.

513,54 грн.

Инго Украина, ingo.ua

 

5,88 евро

12,6 евро

13,65 долл.

29,25 долл.

5,88 долл.

12,6 долл.

Краина, krayina.com

 

от 50 грн.

от 80 грн.

от 100 грн.

от 150 грн

от 50 грн.

от 80 грн.

Универсальная, universalna.com

 

77 грн.

141,3 грн.

115,5 грн.

211,8 грн.

115,5грн.

211,8 грн.

PZU Украина, pzu.com.ua

 

131 грн.

171 грн.

604 грн.

930 грн.

127 грн.

164 грн.

АХА Страхование, axa-ukraine.com

 

55 грн.

105 грн.

100 грн.

155 грн.

55 грн.

105 грн.

Украинская Страховая Группа, ukringroup.com.ua

 

138 грн.

270 грн.

426 грн.

618 грн.

595 грн.

865 грн.

Нова, nova-ua.com

 

127 грн.

242 грн.

329 грн.

626 грн.

313 грн.

165 грн.

Альфа Страхование, alfaic.ua

 

67 грн.

132 грн.

424 грн.

863 грн.

149 грн.

300 грн.

Провидна, providna.ua

 

136 грн.

280 грн.

480грн.

683 грн.

136 грн.

280 грн.

Княжа, kniazha.com.ua

 

от 40 грн.

от 80 грн.

200 грн.

441 грн.

от 40 грн.

от 80 грн.

*Данные страховых компаний. Тарифы могут меняться в зависимости от страны путешествия и включенных в полис опций.

** Страховая сумма – 30 000 евро.

*** Страховая сумма – 50 000 евро.

**** Страховая сумма – 30 000 долларов.

 

Пользуемся полисом туриста правильно



1.         Перед поездкой покупаем полис, который покрывает стандартные риски. Если отдых намечено проводить активно (дайвинг, горные лыжи, прочее), приобретаем полис, предусматривающий защиту от соответствующих рисков.

2.         Полезно: сделать электронную копию полиса, отправив ее по e-mail себе, а также кому-то из близких. Это поможет в случае утери полиса или иных обстоятельств.

 

3.         При наступлении страхового случая необходимо сразу же позвонить по указанным в полисе номерам. Операторы международных ассистанских компаний отвечают на звонки круглосуточно. Необходимо назвать себя, номер полиса, место пребывания, суть проблемы. Обязательно необходимо сообщить свой номер телефона для связи. Также обращение можно отправить по электронной почте или при помощи скайпа. Впрочем, e-mail не гарантирует оперативности. Важно: если состояние здоровья или иные причины (разрядился телефон, нет связи с зарубежными абонентами т. д.) не позволяет сразу связаться с компанией, то страховой полис нужно предъявить врачу, а в ассистанс сообщить при первой же возможности.

 

4.         Ассистанс организует необходимую помощь и свяжется с застрахованным, чтобы сообщить, в какое медучреждение, когда и к какому врачу ему следует обратиться. Действовать в соответствии с указаниями оператора. Сохранить все чеки, рецепты, назначения. Полис также покрывает разумные транспортные траты при поездке к указанному ассистансом врачу (лечебному учреждению). Важно: медицинская помощь, организованная ассистансом, предоставляется без дополнительной оплаты. Платить в клинике необходимо лишь за те дополнительные услуги и анализы, которые застрахованный выберет по собственному желанию.

 

5.         Если оператор оказался не в состоянии выдать адекватные указания (указать ближайшее лечебное учреждение и т. п.), зафиксировать переговоры на диктофон мобильного телефона, обратиться за помощью в ближайшее лечебное учреждение и сохранить все чеки, рецепты, назначения (см. шаг 5). Все эти затраты компенсирует страховщик по возвращении.

 

5. В клинике обязательно необходимо взять оригиналы документов: счет с отметкой об оплате и медицинское заключение с указанием ФИО, диагноза и перечня медицинских услуг, которые были оказаны. Эти документы пригодятся, если заплатить за услуги клиенту пришлось самостоятельно. Ну и вообще лучше такие документы иметь при себе. Хотя бы для того, чтобы зафиксировать действия лечащего учреждения. Чек от такси, если пришлось им пользоваться для поездок на лечение, также нужен – он позволит компенсировать транспортные расходы.

 

6.Если пришлось оплатить медицинские услуги самостоятельно, необходимо после возвращения в Украину в сроки, указанные в договоре, подать в страховую компанию заявление на выплату страхового возмещения. К заявлению необходимо приложить медицинское заключение, чеки, рецепты и иные документы, подтверждающие факт затрат.