Текст: Сергей Мирошниченко, г. Харьков
Как мирным гражданам получить компенсацию ущерба, понесенного в ходе конфликта на востоке страны – АТО (антитеррористической операции), действий террористов, сепаратистов, последствий боевых действий? Этот вопрос становится насущным – конфликт в Донецкой и Луганской областях затягивается, уже многие пострадали, впереди еще много инцидентов, к сожалению.
Даже если имущество – движимое и недвижимое – было застраховано, получить в случае нанесения ему ущерба в результате конфликта на востоке страны практически невозможно. Потому что в страховых договорах подобные ситуации отнесены к исключениям – массовые беспорядки, война и т. п. Как тогда быть с компенсацией убытков мирным жителям,которые находятся в зоне конфликта, но не совершают преступлений или правонарушений?
При отсутствии специальных государственных программ компенсации ущерба мирным жителям выходом для них может быть суд. В этом случае наиболее сложными вопросами являются определение ответчика, сбор доказательств нанесения ущерба, оценка размера ущерба. Надо также отметить, что судебных прецедентов такого рода в Украине еще не было.
Статьей 19 Закона Украины «О терроризме» (на основании которого начата АТО) возмещение вреда, причиненного гражданам террористическим актом, осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины в соответствии с законом и с последующим взысканием суммы этого возмещения с лиц, которыми причинен вред, в порядке, установленном законом. Возмещение вреда, причиненного организации, предприятию или учреждению террористическим актом, осуществляется в порядке, определенном законом. Иначе говоря, ориентироваться надо на общеукраинское законодательство, в частности на Гражданский Кодекс.
Как отмечает партнер Объединения адвокатов «Лига правовой защиты» Надежда Фроня, основная проблема заключается в определении круга лиц, которые могут быть ответчиками по делам такой категории: «Согласно ст. 2, ст. 170 ГК Украины, участниками гражданских отношений являются физические лица и юридические лица, государство Украина, АР Крым, территориальные общины, иностранные государства и другие субъекты публичного права. Государство приобретает и осуществляет гражданские права и обязанности через органы государственной власти. Таким образом, можно сделать вывод, что стороной в судебном деле (в нашем случае – ответчиком) должно быть государство в лице соответствующего органа государственной власти».
Как отмечает Ростислав Кравец, старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры», подобный иск можно будет предъявлять непосредственно к Министерству обороны Украины.
Доказательствами нанесенного ущерба может быть все, предусмотренное процессуальными кодексами, – фото– и видеофиксация, показания свидетелей, заключения экспертов. Проблемы начнутся на этапе доказывания вины определенных лиц в причинении ущерба, а также причинно-следственной связи между их действиями и ущербом.
Надежда Фроня, в частности, рекомендует: «Учитывая возможность изъятия имущества (в процессе вооруженного конфликта – Авт.), следует заблаговременно побеспокоиться о подготовке документов, подтверждающих оценку имущества. Наличие таких документов поможет избежать занижения стоимости изымаемого имущества при проведении его оценки на дату изъятия». Не исключено, что получить судебную защиту своих прав даже в результате долгого процесса рассмотрения дела, апелляций и т. п., не удастся, и тогда придется обращаться в Европейский суд по правам человека.
Что делать
- Собрать фото– и видеосвидетельства состояния имущества до нанесения ущерба. Подкрепить их свидетельствами очевидцев, соседей, представителей органов власти.
- Собрать свидетельства нанесенного ущерба, в том числе по возможным показам дома (автотранспорта, другого имущества) в сюжетах теленовостей, в видеосервисах, в соцсетях.
- Определить размер ущерба (сделать оценку). Это касается и случаев временного изъятия имущества, изымаемого органами власти либо террористами в ходе действия АТО или после введения военного положения.
- Определить, кто ответчик. Ответчиком может выступать государство, органы государственной власти, их конкретные представители, террористы, сепаратисты.
- Обратиться к квалифицированному юристу, желательно на этапе начала сбора доказательств.
- Обратиться в суд за защитой своих прав, указав сумму ущерба, исковые требования и обстоятельства, которые позволят в случае позитивного судебного решения возместить ущерб.
Что может быть изъято госорганами у частного собственника/предпринимателя во время АТО:
Статья 15 Закона Украины «О борьбе с терроризмом» дает право в районе проведения антитеррористической операции должностным лицам, привлеченным к операции:
п. 7) использовать в служебных целях средства связи и транспортные средства, в том числе специальные, принадлежащие гражданам (с их согласия), предприятиям, учреждениям и организациям, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и других представительств иностранных государств и международных организаций, для предотвращения террористического акта, преследования и задержания лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, или для доставки лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту преступления.
Что может быть изъято госорганами у частного собственника/предпринимателя во время военного положения:
Статья 15 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» предоставляет право в Украине или в отдельных ее местностях, где введено военное состояние (положение), военному командованию вместе с органами исполнительной власти (местного самоуправления):
1) использовать мощности и трудовые ресурсы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны, изменять режим их работы, проводить другие изменения производственной деятельности, а также условий труда в соответствии с законодательством о труде;
3) изымать для временного использования необходимое для нужд обороны имущество министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти, территориальных общин, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и граждан, в том числе в соответствии с Положением о военно-транспортной обязанности, – транспортные средства, сооружения, машины, механизмы, оборудование и другие объекты, связанные с обслуживанием транспорта, и выдавать об этом соответствующие документы установленного образца;
10) в случае нарушения требований или невыполнения мер правового режима военного положения изымать у предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, отдельных граждан радиопередающее оборудование, телевизионную, видео– и аудиоаппаратуру, компьютеры, а также в случае необходимости другие технические средства связи;
12) изымать у граждан огнестрельное оружие и боеприпасы, холодное оружие, а у предприятий, учреждений и организаций также учебную и боевую технику, взрывчатые, радиоактивные вещества и материалы, сильнодействующие химические и ядовитые вещества;
14) устанавливать для физических и юридических лиц военно-квартирную повинность по расквартированию военнослужащих и размещения воинских частей, подразделений и учреждений;
19) принудительно отчуждать или изымать имущество у юридических и физических лиц для нужд обороны.