Франшизы в общепите – самые популярные во всем мире. «В общепите стартовать с нуля очень сложно. Можно скопировать чью-то модель бизнеса, но сложно узнать все секреты работающей модели. Проще всего купить франшизу», – настаивает руководитель портала «БизРейтинг» Валерий Жергеля. Чтобы начать кормить людей и на этом зарабатывать, предпринимателю нужен солидный первоначальный капитал – от нескольких сотен тысяч гривен.
Помимо инвестиций в ремонт помещения и покупку оборудования для будущего кафе, ресторана или фаст-фуда ему сначала предстоит купить у франчайзера право работать под известным брендом. «Мы сотрудничаем с партнерами, которые выплачивают нам комиссионное вознаграждение за нашу поддержку в размере 30 тыс. долл. Это плата за то, что мы продаем предпринимателю копию своего бизнеса и помогаем ему на всех этапах развития», – говорит руководитель отдела развития компании «Кофе Хауз Украина» Игорь Огородник.
Франчайзеры начинают сотрудничество со всеми, у кого есть желание и нужное помещение. «Главное, чтобы у франчайзи на момент подписания с нами договора франшизы на руках был договор аренды или свидетельство о праве собственности на помещение, в котором будет открыт ресторан», – говорит руководитель сети ресторанов быстрого питания Royal Burger Ирина Терлецкая.
Точная копия
«Открыть ресторан с нуля можно в течение 2–3 месяцев», – утверждает заместитель директора по развитию сети ресторанов McFoxy Андрей Борсук. А все благодаря тому, что, в отличие от всех иных франшиз, в общепите четко копируются все процессы существующей модели бизнеса. Заведения, работающие под одним брендом, напоминают близнецов. И не только внешне. У них всегда единый ассортимент блюд и напитков по одинаковым ценам. «Наше главное производство, которое выпекает хлеб, круассаны, пироги, доставляет эту продукцию как на собственные точки, так и в кафе-франчайзи. При этом цены на венские булочки везде одинаковые. Если повышается или снижается цена, то это делается во всех кафе одновременно . Это – одно из основных условий работы и открытия франчайзинговой торговой точки», – рассказывает генеральный директор сети кафе «Віденські булочки» Надежда Росинская.
С одной стороны, такой подход в бизнесе существенно ограничивает свободу франчайзи. С другой – у предпринимателей меньше проблем при ведении бизнеса, поскольку франчайзер обеспечивает его всем чем нужно. В общепите франчайзеры максимально помогают покупателям своих франшиз на всех этапах организации бизнеса. Первый этап – выбор помещения. «Оно должно находиться в самых проходимых частях города, желательно с паркингом. У него должны быть панорамные окна, отдельные туалеты для персонала и посетителей и два входа – для поставщиков и клиентов. Площадь – от 100 кв. м», – рассказывает Ирина Терлецкая.
Если у франчайзи нет подходящего помещения, его помогут найти. Далее идет разработка бизнес-плана под конкретную торговую точку. «У нас разработана финансовая модель, которая позволяет потенциальному франчайзи понять, насколько экономически открывать кафе в данном месте с определенным количеством посадочных мест», – говорит Надежда Росинская.
Франчайзер рассчитывает прогнозируемый срок окупаемости проекта и ожидаемый доход партнера. «Бизнес-план детализируется по каждой статье. Например, ожидаемый товарооборот в день, неделю, месяц, год. Какова будет себестоимость товара? Сколько нужно инвестировать в оборудование и мебель для конкретного помещения? Какая должна быть длина столов и холодильников?», – объясняет Игорь Огородник. Затем продавец франшизы предоставляет будущему партнеру возможность закупить оборудование и расходные материалы по внутренним корпоративным ценам. Обычно они ниже среднерыночных и выгодны новичку. Следующий этап – помощь в подборе и подготовке персонала. Франчайзеры обучают мастерству поваров и официантов на базе своего действующего предприятия. Но и на этом помощь предпринимателям не заканчивается. «Когда кафе готово к началу работы, наша команда «запуска» выезжает в кофейню, и мы стартуем вместе с новым персоналом. Когда кофейня выводится на планируемые показатели прибыльности и товарооборота, мы плавно передаем эту кофейню инвестору», – рассказывает Игорь Огородник. Инвестору при такой схеме остается только работать и контролировать персонал.
Курс на прибыль
За предоставление готовой модели бизнеса и помощь в его организации придется ежемесячно платить. И платить немало. Роялти в общепите обычно устанавливается, исходя из оборота конкретной точки: от 2 до 5% в месяц. «Наличие роялти – хороший знак, хотя это часто не нравится начинающим предпринимателям. Это означает, что франчайзер рассчитывает зарабатывать на своих инвесторах. А значит, он сделает от себя все зависящее, чтобы франчайзи стали успешными, работали и не закрывались», – считает Валерий Жергеля.
Каждый франчайзер по-разному контролирует доходы своего партнера. Один из распространенных способов – составление планов по товарообороту. «Мы не контролирующий орган и не надзиратели. Поэтому мы с партнером согласовываем план по товарообороту, он должен быть выполнен. А уже исходя из этого объема платится роялти», – говорит Игорь Огородник. Но рассчитывать на суперприбыли в этом бизнесе все же не стоит. «Рентабельность – 30%, окупаемость – 12–16 месяцев», – констатирует Ирина Терлецкая. И это при условии, что первоначальные инвестиции в открытие одной точки не превышают 400 тыс. грн. Если затраты на старте составляют около 1 млн. грн., вернуть инвестиции удастся приблизительно за 3 года.
Мария Дахим, собственница ресторана быстрого питания Royal Burger (Тернополь)
У ресторанов фаст-фуда перспективное будущее. Нынешняя молодежь живет в таком быстром темпе, что им некогда посещать обычные рестораны или кафе. Среди наших клиентов много студентов, но не только. Завсегдатаями нашего заведения также являются работники офисов, банков. В ближайшее десятилетие ситуация вряд ли изменится, а значит, наш бизнес будет оставаться прибыльным. Так что в такой бизнес имеет смысл инвестировать. Я абсолютно не жалею, что начала работать по франшизе. Главная компания все расскажет, объяснит, научит, поможет советом. В целом ресторан быстрого питания по франшизе можно открыть за два месяца. Все благодаря поддержке франчайзера: у него все просчитано и прописано, а также понятны все расходы на старте. Оправдываются и все прогнозные финансовые ожидания. Я думаю, что большую роль в этом сыграло и то, что, прежде чем открыть свой ресторан, мы тщательно изучили рынок, своего потенциального покупателя, его вкусы и потребности. Будущим франчайзи советую тщательно выбирать себе партнера – продавца франшизы. Нужно изучить портфолио этой компании, узнать, какие и сколько таких ресторанов уже работает, насколько они успешны, какой ассортимент блюд реализовывают, попробовать их. И только проанализировав всю полученную информацию принимать окончательное решение об инвестициях в конкретное дело.
Виктор Слюсар, владелец ресторана Al Faro (Киев)
Покупать франшизу однозначно выгодно, потому что ты за деньги получаешь чужой опыт. Тогда не нужно изобретать велосипед, а просто можно пользоваться уже наработанными решениями. Какую франшизу выбрать, решает сам франчайзи. Что ему ближе и интереснее. Есть модели бизнеса в общественном питании, которые на 100% – бизнес и на 0% – ресторан. Это именно фабрика по зарабатыванию денег. Продавец таких франшиз четко регламентирует все действия своего инвестора. Шаг влево, шаг вправо не то чтобы не приветствуются – они запрещены. Есть бизнесы по франшизе, где их покупателю можно самому что-то привносить, но только в пределах того, что им позволит франчайзер. С другой стороны, модель того же «Макдональдса» требует минимального участия в его работе. Это как раз тот вариант, когда купил франшизу, наладил бизнес – и отдыхаешь на Канарах. Главное – найти толковых менеджеров, обучить их и наладить систему контроля. Что касается показателей прибыльности, то нужно помнить, что любой бизнес – это риск. Франчайзер не будет за вас искать помещение, а это весьма важный фактор успешности заведения общественного питания. Поэтому тут все зависит от вас, где вы найдете место и за сколько ухитритесь его взять в аренду или купить. В Киеве, чтобы открыть ресторан по франшизе, нужно порядка 300 тыс. долл. первоначальных инвестиций. Когда-то эту сумму можно было вернуть за два года. Сейчас период окупаемости составляет порядка четырех лет.
Условия франшиз общепита*
Параметры франшизы / компания | Royal Burger | Burger Club | «Кофе Хауз» | «Віденські булочки» | McFoxy | Coffee Life | Rusty's | Paradise |
Вступительный взнос | нет | нет | 243 тыс. грн. | нет | 162 тыс. грн. | 202,5 тыс. грн. | 9,7 тыс. грн. | 6,5 тыс. грн. |
Роялти | 2% от оборота, начиная с 3-го месяца работы | 2% от оборота | 5% от оборота | нет | 4–6% от оборота | 5% от оборота | 324 грн./мес. после 6 мес. работы | 450 грн./мес., начиная с 13 мес. работы |
Минимальная сумма инвестиций | 300–350 тыс. грн. | 445–500 тыс. грн. | 650–700 тыс. грн. | 162–1500 тыс. грн. | 500–800 тыс. грн. | 730–800 тыс. грн. | 25–30 тыс. грн. | 32–40,5 тыс. грн. |
Срок возврата инвестиций | 12–16 мес. | 7–12 мес. | 24 мес. | 2–3 года | 2–3 года | 22 мес. | 2–4 мес. | 6–9 мес. |
Требования к помещению | Место с интенсивным человекопотоком в центре города, в районах концентрации офисов, учебных заведений и т. д. Площадь – от | Площадь 40–60 кв. м для зоны кухни и фуд — корт от | Площадь в ТЦ – от | Площадь 70–100 кв. м с вытяжкой с 10 кратным оборотом воздуха | Площадь от | Площадь от | Площадь от 9 до | Площадь 3–5 кв. м в кассовой зоне гипермаркетов или галереях ТЦ |
* Данные компаний-франчайзеров, сайтов franchising.ua, franch.biz, newbiz.com.ua.