Что за идея: людям хочется контролировать ситуацию

Что продаем: автоматические системы регистрации подвижных объектов

Оборот за год: 12 млн. грн.

Капитализация бизнеса (оценка собственников): 3,5 млн. грн.

Персонал: 16 человек

Место расположения: Киев

Год основания: 2007 год 

Получить уникальные компетенции, чтобы потом на них зарабатывать, пользуясь отсутствием конкурентов, как сообщает журнал «Деньги»,  www.dengi.ua. Так Игорь Каныгин взрастил свой бизнес – компанию «Альтика Спектр». Впрочем, к идее создавать системы мониторинга подвижных объектов он пришел довольно извилистым путем. А началось все еще в 2005 году. До того момента у Игоря уже был свой бизнес – частное предприятие «Альтаир», оно специализировалось на производстве этикеток, бирок и ярлыков для идентификации промышленной продукции – преимущественно одежды и обуви.

И вот однажды во время посещения профильной выставки Игорь услышал аббревиатуру RFID от одного из своих бизнес-партнеров – менеджера компании Paxar. Эта американская компания занимается производством этикеток и ярлыков для одежды, она совместно с компанией Marks&Spenser реализовала проект по внедрению картонных ярлыков с интегрированной в них радиочастотной меткой (RFID). Каждый такой ярлычок представляет собой крохотное микроэлектронное устройство с антенной, в котором хранится информация о товаре, к которому он прикреплен.

«Работает это так: человек выбирает в магазине одежду, идет в примерочную. Там понимает, что размер или цвет ему не подходит, тогда он прикладывает ярлык к специальному считывателю, и на мониторе компьютера, который висит в примерочной, высвечивается информация об этом товаре, наличие размеров, цвета, сопутствующие товары и т. д. Из полученного списка он выбирает необходимый товар, который хотел бы еще примерить. Информация о выборе мгновенно поступает работнику магазина, и в примерочную приносят нужную вещь», – рассказывает Игорь.

Естественно, RFID-метки обеспечивают еще массу других функций. Например, защищают от «забывчивости» покупателей – то есть от краж из торгового зала. Вдобавок, RFID-система помогает автоматизировать учет на складе и в торговых залах.

Однако загвоздка оказалась в том, что в Украине нет производителей одежды, имеющих собственные большие торговые сети продаж. А внедрять в малых масштабах RFID -технологии особого смысла нет. Связано это со стоимостью аппаратных средств (меток, считывателей, адаптеров, компьютеров и т. д.), программных средств, а также стоимостью процесса внедрения новой технологии. К тому же цена такого микрочипа в 10 раз выше, чем стандартного ярлыка со штрих-кодом. Короче говоря, украинский заказчик оказался пока не готов к широкому внедрению RFID-систем.

Поэтому Игорь начал прорабатывать другие направления использования так понравившейся ему технологии. «Я решил сосредоточиться на так называемых активных радиочастотных метках. Их, в отличие от пассивных, можно увидеть не за считанные сантиметры или в лучшем случае метры, а за десятки и даже сотни метров от точки установки считывателя», – продолжает Игорь. Затем был найден надежный производитель: «RFID-решения есть у именитых игроков европейского и американского происхождения, однако выбор пал на производителя из Китая. Это связано не только с ценой «железа», – уверяет г-н Каныгин. – Заявленные характеристики меток и считывателей из Поднебесной выше, чем у скандинавов или итальянцев. Хотя европейцев мы также рассматривали как потенциальных партнеров». Чтобы убедиться в качестве меток и считывателей, Игорь летал в Китай, где проводил их натурные испытания. К тому же во время поездки ему посчастливилось посетить несколько предприятий и организаций, где уже успешно функционировала такая система. «Мы побывали в средней школе. Там каждый ученик имеет персональную карточку, которая регистрируется при входе и выходе с территории учебного заведения. Затем посетили жилой комплекс с паркингом для жильцов, а также междугороднюю автобусную станцию», – вспоминает Игорь. По его словам, на автобусной станции в диспетчерской работает всего два оператора, контролирующих несколько сотен рейсов в день. «Все автобусы автоматически регистрируются при въезде и выезде с территории. Система автоматически определяет, какие автобусы прибыли из рейса или поданы на посадку. Можно легко получить информацию об опаздывающих рейсах. А любой факт въезда автобуса на территорию сопровождается голосовым объявлением и автоматически дублируется на информационном табло. – Игорь не скрывает своего восхищения возможностями технологии RFID. – Диспетчеры, скорее всего, – просто подстраховка, если с системой cлучится сбой». После посещения Китая Игорь решил внедрить проект «электронная школа» в Украине. Со временем появились и другие идеи: парковки со шлагбаумами, автомобили (в основном перевозчики грузов на дальнее расстояние), шахты и железная дорога. «В Киеве у нас уже есть две школы, которые пользуются нашей системой. До высших учебных заведений дело пока не дошло, хотя переговоры велись. Видимо, никто не любит находиться под контролем. Особенно таким, с которым нельзя договориться», – посмеивается Игорь. Другое дело – промышленные предприятия. Сейчас ведутся активные переговоры с несколькими угольными шахтами и ГОКами. «Пока менее востребованное направление – железная дорога. Это государственная монополия, поэтому пока «пробить» туда дорогу не получается. Мы можем сэкономить для государства тысячи, если не миллионы гривен. Но государство не идет с нами на контакт. Как только мы предлагаем убрать человеческий фактор – для государства мы сразу становимся неинтересными. Слишком много денег в Украине зарабатывается и теряется именно на человеческом факторе», – сетует Игорь.

У сложностей с продвижением пока еще мало раскрученного продукта есть и другая сторона – у компании нет конкурентов в Украине. «Но как только рынок будет готов принять систему – желающие заняться этим бизнесом сразу найдутся», – убежден предприниматель. Но к тому моменту Игорь непременно придумает что-то еще. 

Как это внедряется

Учитывая инновационность продукта, самое сложное – убедить найденных потенциальных заказчиков, чтобы те попробовали использовать новые технологии. В качестве промо Игорь решил проводить тестовое испытание системы бесплатно. «Мы были вынуждены обратиться к такому маркетинговому ходу, надо ведь как-то убеждать клиентов. «Чек» за внедрение системы стартует от 4 тыс. долларов.

Все зависит от масштабов заказа, от того, сколько понадобится считывателей и меток. Одна активная RFID-метка обойдется клиенту в 25 долл. И если для выполнения заказа необходима тысяча таких меток, то этот бизнес становится для нас очень интересным», – улыбаясь, объясняет он.

На реализацию проекта у каждого клиента компания тратит около двух месяцев – первый на проработку, второй на запуск. К тому же Игорь принял решение не сопровождать работу установки в дальнейшем. «Мы предлагаем решение, которое стоит денег. Но у нас замкнутая система – поставили технику и все. За сопровождение в дальнейшем денег не просим. Просто даем гарантию на свою работу», – говорит предприниматель.