Что за идея: люди хотят отправлять и получать друг другу посылки и грузы – быстро и точно

Что продаем: услугу экспресс-доставки посылок и грузов

Оборот за год: более 30 млн. грн.

Капитализация бизнеса (ориентировочно, оценка «Денег»): 150 млн. грн.

Персонал: 10 тыс. чел.

Место расположения: более 600 населенных пунктов Украины

Год основания: 2001 год 

Хотите узнать, как из неполных 10 тысяч долларов вырастить многомиллионный бизнес? История «Новой почты» – как раз об этом., как сообщает журнал «Деньги»,  www.dengi.ua Амбиции и авантюризм – они обычно лежат в фундаменте любого сильного бизнеса. Амбициозными авантюристами сейчас запросто можно назвать каждого из трех основателей компании «Новая почта»: Вячеслава Климова, а также супругов Владимира и Инну Поперешнюк. Начиналось все в 2001 году, когда во время беседы один из выпускников двигателестроительного факультета Харьковского авиационного университета предложил своим товарищам: «А давайте создадим что-то свое!».

Троица осмотрелась по сторонам и обнаружила, что в Украине некому поручить доставку товаров из одной точки страны в другую. Нет, отправить грузовик с ящиками – не проблема, а что делать, если отправить нужно одну упаковку микросхем? Или несколько килограмм конфет ручной работы?

«Главную роль в принятии окончательного решения сыграл кондитерский бизнес, которым занимался мой тогдашний партнер. У него возникла необходимость доставлять свою продукцию в другие города. Но в те времена сделать это цивилизовано было просто невозможно. Все отправляли посылки только проводниками или автобусами, – рассказывает соучредитель и генеральный директор службы экспресс-доставки «Новая почта» Вячеслав Климов. – А представьте, что будет с сотней килограмм конфет, если их поместить в багажник «Икаруса», – от Полтавы до Харькова доедет одна большая конфета».

Изучив мировой опыт как следует, молодые люди обнаружили, что в мире существует широчайший рынок услуг экспресс-доставки, а компании-лидеры зарабатывают на этом миллиарды.

Решив попробовать, молодые предприниматели не стали медлить и тратить время на написание детального бизнес-плана. За первые же пару месяцев в Полтаве, Харькове и Киеве были арендованы маленькие помещения площадью по и открыты первые отделения «Новой почты». «Собственных денег у нас, естественно, не было. У друзей их тоже не было, поэтому мы заняли у семьи. Размер первоначальных инвестиций составил 7 тыс. долларов. Их взял взаймы у своих родителей мой партнер. А я вошел в уставной капитал персональным компьютером», – с улыбкой вспоминает Вячеслав Климов. По его словам, они выбрали отличное время для начала собственного бизнеса. «Это было время, когда бизнес было начинать легко. Были низкие барьеры для входа практически в любой бизнес, начиная от производства и заканчивая услугами», – объясняет предприниматель.

Партнерами Климов и Поперешнюки остаются до сих пор. «Нам твердили, что друзья не могут быть бизнес-партнерами. Но мы с Владимиром по сей день верны дружбе», – говорит Климов.

С первых минут новоиспеченные бизнесмены демонстрировали предельную рачительность – несмотря на амбиции и авантюризм. Полученный от родственников первоначальный капитал они расходовали очень бережно, ведь этих денег должно было хватить надолго. В открытые отделения были закуплены только столы, стулья и телефоны. На старте команда «Новой почты» насчитывала 8 человек, из них – три учредителя.

Первые три недели работы полностью были посвящены звонкам потенциальным клиентам по списку каталога «Золотые страницы» и уговорам воспользоваться услугой экспресс-доставки. «Я абсолютно четко помню искреннее удивление клиента, который поверил нам и решил попробовать. Это была небольшая харьковская стоматологическая компания, которая поехала в Киев на выставку. Им надо было срочно дослать из Харькова в Киев какие-то документы. И когда на следующее утро конверт, который они нам передали, оказался у них на стенде во Дворце спорта, – это их удивило», – вспоминает Вячеслав Климов.

Собственного транспорта на старте у предпринимателей не было. Доставляли грузы поездами и автобусами. Если поступали заказы на доставку крупных грузов – арендовали машину для перевозки. В дальнейшем «Новая почта» также не вкладывала своего капитала в формирование собственного автопарка. По словам Вячеслава, львиную долю перевозок служба доставки до сих пор осуществляет на арендованных машинах.

Объяснять клиентам, что такое услуга экспресс-доставки и зачем она им нужна, пришлось около трех лет. В это время компания боролась за каждого нового клиента и бралась выполнять даже убыточные заказы. «Цель была одна – выполнить обязательство перед клиентом любой ценой», – говорит предприниматель.

Окупить начальные вложения удалось где-то через 6 лет работы. И только после пересмотра тарифной политики и повышения стоимости услуг. «Мы поняли, что качественной, но дешевой, логистики не получится», – говорит гендиректор службы экспресс-доставки. Как раз к этому времени – к 2006–2008 годам, – в Украине начал активно развиваться малый бизнес, а еще выросла платежеспособность частных потребителей. Так что повышение тарифов рынок проглотил не поморщившись. А компания продолжала наращивать объемы.

Был соблазн рвануть вперед, опираясь на заемные средства, но, по словам Вячеслава Климова, «Новая почта» – это компания, которая очень боится брать кредиты. Служба всегда развивалась за счет собственных ресурсов. Предприниматель уверен, что если для развития бизнеса постоянно нужны заемные деньги, значит с бизнесом что-то не то. «Для меня очевидно: если ты постоянно живешь на заемные деньги – это попахивает какой-то пирамидой. Рано или поздно это закончится. Просто надо сражаться за прибыльность каждой сделки, чтобы развиваться за счет собственных ресурсов. Нам удалось выполнить такой кейс», – итожит бизнесмен.

Кризис 2008 года Вячеслав Климов откровенно называет «пинком» для своей компании: «Я помню, что осенью 2008 года в течение одной недели оборот у нас упал на 30%. Мы решили, что будем спасаться, начав «бежать» в два раза быстрее «цунами». И мы начали развиваться взрывными темпами. Задав такой разгон тогда, мы бежим с такой скоростью по сей день».

«Новая почта» начала увеличивать свою сеть со скоростью более 30 отделений в месяц, и сейчас в ее структуре – 1124 пунктов приемов посылок и грузов во всей Украине. В этой сети 30% отделений открыты партнерами – частными предпринимателями по агентским договорам. Жаловаться на сложности в работе г-н Климов не любит и не понимает, когда это делают другие. Однако поводы для жалоб у «Новой почты» все же возникают. Активное развитие бизнеса в Украине чревато завистью со стороны конкурентов и желанием «прикарманить» налаженное дело.

В январе 2013 года следственное управление налоговой милиции ГНС в Одесской области открыло уголовное производство в отношении компании. А через месяц силовики провели обыск центрального офиса «Новой почты» в Полтаве. Тогда представители компании высказывали мнение, что это попытка рейдерского захвата фирмы, в которой замешан один из операторов рынка экспресс-доставки. Дело погасло как-то само собой, а сам Вячеслав Климов о нем сейчас предпочитает не говорить.

В то же время Вячеслав признает, что у «Новой почты» есть проблемы. Главная из них – проблема роста. «Наша сеть растет очень быстро, а инфраструктура терминальная или логистическая, которая обеспечивает ее работу, зачастую отстает в развитии, – признает г-н Климов. – Не всегда справляется и менеджмент с управлением отделениями. Мы эту проблему осознали и уже ее устраняем».

Генеральный директор «Новой почты» – бизнесмен до мозга костей. Первое, на что обращаешь внимание при личной встрече, – обилие в его лексике слов «активный» и «амбициозный». Второе – принципиальное нежелание говорить о доходности своей компании и ее активах. Сдержан Климов и в разговоре о планах развития. В одном из интервью гендиректор службы доставки намекнул на желание начать покорение международных рынков. Учитывая состояние российской почтовой службы, эти планы можно назвать вполне реалистичными.

Соучредитель и генеральный директор «Новой почты» абсолютно уверен, что успешный предприниматель должен быть параноиком в бизнесе и обязан постоянно развиваться. «Бизнес – это как езда на велосипеде: как только остановишься – упадешь на бок, – резюмирует Вячеслав Климов. – А еще надо всегда помнить, что за стеной или в соседнем здании уже есть парень, который в любой момент готов обогнать твою компанию. Поэтому никогда не следует сбавлять темп своего развития».