Украина нуждается в новой экономике, чтобы быть конкурентоспособной и эффективно отвечать на вызовы вроде нынешнего мирового финансового кризиса. 7 июня предъявила экспертному сообществу свой план реформирования экономики – проект «Новая экономика – новая страна». Затем, на протяжении последующих трех месяцев, вместе с инициативными группами будет готовиться детальный план реализации, который представят в сентябре, – дорожная карта «Новой экономики».
с самого начала предложила сформулировать внятные цели, к которым должны вести реформы экономики. По ее мнению, рост ВВП, достижение других макроэкономических показателей – не более чем средство для реализации целей, которые касаются большинства украинцев. Обобщая все ответы на вопрос о том, какой должна быть страна, она сказала: «Я могу сказать, что каждый из нас хочет жить в стране, где у него и его детей есть будущее и уверенность в завтрашнем дне». То есть речь, в первую очередь, идет о жизненных стандартах.
В качестве понятного большинству экономического ориентира она предложила считать уровень средней зарплаты в стране и тут же заявила: «Я уверена, что средняя зарплата в 1000 евро (10 000 грн.) и средняя пенсия в 500 евро (5 000 грн.) – это реально в Украине».
Несмотря на известный скептицизм по поводу такого рода перспектив, полагает, что цель достижима. Для этого, по ее мнению, начинать надо с того, какую роль играет государство в регуляции экономических процессов. Тезис о том, что свободный рынок будет саморегулироваться, не оправдал себя. Кризис поставил все точки над «і». В его разгар многие страны были вынуждены усилить роль государства в экономике.
Украина тоже последние 20 лет проводила либеральные реформы, которые привели к сужению функций государства в экономике. В реальности получено следующее:
- украинская экономика крайне монополизирована, все активы перешли в руки нескольких крупных финансово-промышленных групп. Кстати, точно так же несколько партий сегодня пытаются монополизировать и политику в Украине;
- высокотехнологичные отрасли, дающие рабочие места миллионам людей, были разрушены;
- бюрократия приобрела такие масштабы, что не дает развиваться предпринимательству;
- в стране есть лишь три экспортно-ориентированных отрасли: сельское хозяйство, химия, черная металлургия. Соответственно, наша экономика и благосостояние большинства граждан зависят от колебаний международных рынков.
Вывод простой: такая модель экономики нежизнеспособна в глобальной экономической системе, которая продолжает оставаться нестабильной.
Ссылаясь на Брюссельский экономический форум, сообщила, что экономические меры, которые принимаются в Украине действующей властью, противоречат тем, что используются самими европейцами: «Европа сегодня выбирает модель, которая обеспечит повышение эффективности рыночной экономики и сохранение социальных гарантий».
Сегодня европейское антикризисное меню включает:
- господдержку приоритетных отраслей,
- стимулирование предпринимательства,
- борьбу с безработицей,
- защиту уязвимых категорий населения.
Что делать
В нынешних условиях Украина должна быть готова эффективно ответить мировым вызовам. Нельзя повышать давление на бизнес, экономить на самых бедных, при этом повышая расходы на госаппарат. Такая модель ведет страну в экономический тупик.
По мнению Королевской, Украине жизненно необходимо изменение экономической модели: «Чтобы создать мощную экономику, государство должно быть эффективным и работать честно».
При этом предложила три направления модернизации роли государства в экономике.
Во-первых, государство должно определять экономические приоритеты и поддерживать отрасли, которые создают экономическую безопасность страны и станут локомотивами развития.
Во-вторых, государство должно полностью освободить от своего вмешательства средний и малый бизнес. Обеспечить в этой сфере полную конкуренцию и свободный рынок.
В-третьих, государство должно обеспечить социальную справедливость. Не только декларировать возможности, но и реально обеспечить равенство прав на социальные гарантии.
В качестве примеров реализации правильной роли государственного управления привела несколько развивающихся стран:
- Индия: правительство приняло решение о приоритетном развитии инноваций. Акцент был сделан на упрощении лицензирования и уменьшении налогов для IT-производителей. Итог – второе место в мире по объему экспорта программного обеспечения.
- Индонезия и Грузия: освобождение малого и среднего бизнеса с помощью дерегуляции, налоговой реформы и кардинальной реформы контролирующих органов.
- Бразилия: дерегуляция, приоритетное развитии отраслей, а также масштабная программа занятости и обеспечения первичных благ: образования, медицины.
По мнению Натальи Королевской, для украинского экономического чуда нужны три предпосылки:
– создание высокотехнологичного конкурентоспособного производства. Инновации – это то, что сегодня движет всем миром.
– процветающий малый и средний бизнес. Сегодня нам следует дать максимальную свободу малому и среднему бизнесу. Таким образом мы сможем кардинально увеличить занятость.
– стимулирование сельского хозяйства. Сегодня в мире продовольственный кризис. Растет спрос на продукты питания. При правильном подходе сельское хозяйство станет точкой роста всей нашей страны.
Поэтому, по ее мнению, активная роль честного и эффективного государства должна проявляться на следующих направлениях:
– развитие внутреннего рынка, увеличение потребительского спроса за счет роста доходов населения;
– поддержка производства внутри страны продуктов с высокой добавленной стоимостью;
– поддержка экспорта продуктов с высокой добавленной стоимостью;
– стимулирование высокотехнологичных производств. В том числе речь идет о создании системы промышленных парков, которая позволит создать 300 000 рабочих мест и привлечь около 8 млрд. долл. инвестиций уже в течение 3–4 лет;
– развитие инфраструктурных проектов как мощного локомотива занятости и внутреннего спроса.
Вызовы и решения
На пути к решению поставленных задач лежат несколько препятствий, прежде всего – высокая коррупция и репрессивная налоговая система. Чтобы ликвидировать препятствия, предлагает сосредоточить усилия общества на таких направлениях, как:
- борьба с коррупцией, прежде всего – с «элитной»;
- создание честного, справедливого, независимого суда;
- формирование стимулирующей, а не репрессивной налоговой системы;
- тотальная дерегуляция.
Говоря о борьбе с коррупцией, заявила, что если не будет политической воли и команды, которая поставит перед собой реальную цель уничтожить коррупцию, – ни один закон не будет работать. Побороть бытовую коррупцию действительно можно законами. Но вот «элитную» коррупцию, на которую приходится 70% наносимого вреда, как полагает Королевская, уничтожить можно, только сменив политическую элиту.
Королевская знает, о чем говорит – за 6 лет в Верховной Раде она подготовила 168 законопроектов, 22 из которых – приняты. Среди них – сокращение перечня документов разрешительного характера, упрощение условий ведения бизнеса, о декларативном принципе и принципе молчаливого согласия, о государственно-частном партнерстве, о саморегулирующихся организациях, о сокращении контролирующих органов, о едином реестре разрешений, об индустриальных парках, об упрощенной системе налогообложения. Одних этих документов было бы достаточно для экономического чуда, если бы не удручающий уровень коррупции.
– не первая, кто предлагает стране план развития. Почему предыдущие не сработали? В чем отличие проекта «Новая экономика – новая страна»?
Она полагает, что главных, принципиальных отличия два.
Гражданский контроль: будет реализован тотальный гражданский контроль за реализацией общей дорожной карты строительства новой Украины. намеревается привлечь к реализации проекта «Новая экономика – новая страна» лучших представителей гражданского общества и экспертов.
Национальная идея: построение новой экономики должно стать национальной идеей для всего украинского общества. Поэтому открывает обсуждение проекта «Новая экономика – новая страна» в Украине: «Я хочу, чтобы каждый смог высказаться и видел, что и его участие зафиксировано в этом плане».
Что говорят эксперты
Тибор Драшкович, экс-министр финансов Венгрии:
«Я хочу вас предостеречь от повторения наших ошибок. Очень интересно то, что все уроки учтены в программе, которую представила Наталья Королевская. У нас была иллюзия, что принятие законов является достаточным для изменений. Но это не так, мы должны были знать, что учреждения, которые внедряют эти законы, являются также важными и мы вовремя не приложили достаточно усилий, чтобы их реформировать. Еще одним важным уроком является дерегуляция. Я абсолютно уверен, что преодоление ненужных правил и регуляторных норм является жизненно необходимым.
Во время экономического кризиса Венгрии пришлось осознать, что свободный рынок не решает всех проблем, поэтому в определенных отраслях требуется большая регуляция, в частности в банковской сфере и в вопросах защиты прав потребителей, в антимонопольном регулировании».
Михаил Хазин, российский экономист:
«Я хорошо понимаю, что все это нельзя сделать одновременно, потому что может просто не хватить ресурсов. Поэтому, прежде всего, эту программу нужно адаптировать к тем реалиям, которые есть. Чтобы эта система могла работать, необходимо менять правила игры, и чтобы общество приняло такие изменения».