Вы недавно стали главой Счетной палаты. Какими будут Ваши первые шаги на новом посту?
– Как вы знаете, Счетная палата Украины по своему статусу является единственным в стране конституционным органом парламентского контроля за движением государственных финансов. Ее руководство избирается Верховной Радой Украины тайным голосованием на семилетний срок. На протяжении текущего года такие сроки истекли практически у всех членов Коллегии – Главных контролеров. По -этому я намерен в кратчайшие сроки предложить Председателю Верховной Рады Украины кандидатуры на должности членов Счетной палаты. После формирования Коллегии Счетной палаты необходимо приступить к решению давно назревшего вопроса о восстановлении полномочий Счетной палаты по контролю за доходной частью государственного бюджета.
Хочу подчеркнуть, что на сегодняшний день, лишившись в конце сентября 2010 года указанных полномочий, Счетная палата Украины является единственным не только в Европе, но и в мире высшим органом финансового контроля, который не контролирует всю полноту бюджетного процесса.
– Что же даст возвращение Счетной палате функции контроля над доходной частью госбюджета?
– Возвращение Счетной палате функций контроля над доходной частью бюджета предоставит возможность более полноценного, всеохватывающего контроля, что и является ее основной задачей.
– Будут ли еще какие-то изменения в работе Палаты?
– Следующим логичным шагом или вопросом, который давно назрел, является вопрос о разработке и принятии нового Закона Украины «О Счетной плате Украины». В нем необходимо четко выписать основные задачи, функции и полномочия Счетной палаты, определить ее статус как высшего органа финансового контроля в стране, координатора и методологического центра системы финансового контроля. Также считаю очень важными необходимость полноценного осуществления независимости Счетной палаты как конституционного органа высшего финансового контроля в стране и решение вопроса о независимом финансировании Счетной палаты.
– Не секрет, что новый руководитель часто приводит с собой свою команду. Стоит ли ожидать смены кадров в Вашей структуре?
– Ознакомившись с коллективом, я убедился в профессионализме кадрового состава Счетной палаты, который сформировался за 15 лет ее работы. Я считаю, что этим необходимо правильно воспользоваться, максимально его сохранив в дальнейшей работе. При этом необходимо привлечь и новых высокопрофессиональных специалистов с опытом международного аудита. Именно в сочетании опыта и новизны я вижу фундамент успеха деятельности Счетной палаты.
– Давайте все же поговорим «о наболевшем». Расскажите, какими были основные «проблемные точки» исполнения госбюджета 2011 года?
– Анализ исполнения Государственного бюджета Украины за 2011 год, проведенный Счетной палатой, показал, что государственный бюджет в 2011 году исполнялся в условиях экономического роста, что вместе со вступлением в силу Налогового и нового Бюджетного кодексов способствовало существенному увеличению доходов его общего фонда. Однако имели место отклонения от плана фактических поступлений отдельных доходов специального фонда от плана. То есть, постановление Верховной Рады Украины «Отчет об исполнении закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» не выполнено в той части, где говорится о необходимости усовершенствования методологии планирования отдельных видов доходов специального фонда госбюджета, которые каждый год имеют или низкий уровень исполнения, или значительно превышают показатели плана.
Исполнение государственного бюджета производилось в условиях недополучения почти трети запланированных государственных заимствований, что было обусловлено как внешними, так и внутренними факторами. Эти обстоятельства стали одной из причин осуществления расходов общего фонда в более меньшем объеме, чем было запланировано, и перенесением отдельных платежей по погашению долга на 2012 год. Как и в предыдущие годы, Кабинет Министров Украины не в полной мере обеспечил своевременное утверждение перечня государственных заказчиков, объемов и состава государственного заказа, что предусмотрено Законом Украины «О государственном заказе для удовлетворения приоритетных государственных нужд». В 2010 году такой перечень был утвержден лишь в декабре, а в прошлом году – в конце июня. Особо отмечу, что наращивание как государственного, так и гарантированного государством долга должно про-водиться достаточно взвешенно, чтобы не привести к негативным последствиям. В частности, в 2011 году государственный и гарантированный государственный долг вырос больше, чем на 40 миллиардов гривен или на 9,5%. За последние три года долг увеличился в 2,5 раза. На погашение и обслуживание государственного долга потрачена почти каждая шестая гривна поступлений в государственный бюджет. Хотя соотношение государственного долга к ВВП в 2011 году составляло 36 процентов, что на 4 процентных пункта меньше, чем в 2010 году, темпы роста реальных долговых обязательств в 2011-ом почти вдвое превысили темпы роста реального ВВП.
В 2011 году впервые свыше половины доходов местных бюджетов было сформировано за счет межбюджетных трансфертов из государственного бюджета, что свидетельствует об усилении централизации бюджетных ресурсов.
Причем доля внешней задолженности в общей сумме государственного и гарантированного государственного долга составляла 63 процента. С целью предотвращения указанных рисков Счетная палата рекомендовала правительству разработать и утвердить среднесрочную стратегию долговой политики с определением предельных долговых параметров и критериев эффективности использования заимствованных средств.
Кроме того, для системного управления всеми процессами государственного долга предлагалось как можно быстрее принять Закон «О государственном долге», однако это не сделано до сих пор (разработка законопроекта начата еще в 2006 году, а в июне 2011-го откорректированный проект подан в Верховную Раду).
Насущными в 2011 году были также проблемы местных бюджетов. Ввод нового бюджетного и налогового законодательств не привел к значительному увеличению их собственных и закрепленных доходов. В 2011 году впервые свыше половины доходов местных бюджетов были сформированы за счет межбюджетных трансфертов из государственного бюджета, что свидетельствует об усилении централизации бюджетных ресурсов.
– Расскажите, какие самые серьезные нарушения в использовании бюджетных средств были зафиксированы за последние два года (2010–2011 – Ред.)?
– Аудиторы Счетной палаты ежегодно выявляют во время проведения контрольно-аналитических и экспертных мероприятий ряд системных бюджетных правонарушений и фактов неэффективного использования средств Государственного бюджета Украины.
В 2010 году таких фактов было выявлено почти на 52 млрд. гривен. В 2011-ом эта сумма составила более 23 млрд. гривен.
Такое уменьшение обусловлено тем, что в 2011 году контрольная деятельность Счетной палаты была направлена на проведение контрольно-аналитических мероприятий с целью определения реального состояния дел по выполнению постановлений и выводов Коллегии Счетной палаты и стимулирования устранения выявленных нарушений и недостатков, повышения действенности и эффективности проверок. На реализацию этой цели было направлено практически каждое третье контрольное мероприятие.
В 2010–2011 годах самыми характерными по количеству выявленных случаев и объемов нарушений были бюджетные правонарушения, которые условно можно классифицировать так: нарушения при осуществлении закупок товаров, работ и услуг за государственные средства; использование бюджетных средств без должных нормативно-правовых оснований; потери в результате принятия незаконных управленческих решений; планирование с нарушением действующего законодательства.
– Какие предлагаете меры для борьбы с коррупцией и бюрократией, которые и порождают перечисленные нарушения?
– Счетная палата по результатам каждого аудита дает исчерпывающий четкий перечень предложений и рекомендаций по устранению выявленных нарушений и предотвращению их в дальнейшем. Эти рекомендации и предложения охватывают все стороны и проявления действий объектов контроля (государственных и иных структур, проверяемых палатой), носящие признаки коррупционных и незаконных действий. Исходя из наших полномочий, если такие признаки коррупционных и незаконных действий были нами выявлены и носили ярко выраженный характер, Счетная палата передает все материалы в следственные органы, включая Генеральную прокуратуру, для дальнейшего проведения следственных действий.
Надлежащее и полное реагирование объектов контроля на предложения и рекомендации Счетной палаты, как правило, предотвращает в дальнейшем нарушения в использовании бюджетных средств. Специалисты Счетной палаты регулярно проводят мониторинг выполнения наших рекомендаций. А в случае необходимости или ненадлежащего их выполнения мы проводим повторные контрольные мероприятия. Проведенные за последние годы контрольно-аналитические мероприятия свидетельствуют об успешности подобной практики. Материалы подтверждают все более полное реагирование объектов, а также сокращение количества нарушений и случаев не -эффективного использования бюджетных средств.
– Вы до вступления в должность главы Счетной палаты много лет проработали в банковской сфере. Расскажите, насколько сложно было банкиру стать ревизором?
– Да, Вы правильно заметили, что я имею большой опыт банковской деятельности. Хочу подчеркнуть, что я получил базовое образование специалиста бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности. Свою трудовую деятельность начал и продолжительное время работал ревизором в системе Стройбанка СССР. Это дало мне возможность познать азы ревизорской контрольной деятельности в государственном секторе экономики. И вся моя дальнейшая работа в коммерческих банках давала возможность приобретать знания о тех или иных сторонах функционирования экономики и финансовой системы, в частности.
Перейдя на работу в «Ощадбанк» Украины, я, в какой-то степени, вернулся в государственный сектор экономики, поскольку «Ощадбанк» является одним из системообразующих государственных банков Украины. Уверен, что весь этот опыт поможет мне в работе на должности председателя Счетной палаты Украины.
В связи с заданным вопросом хотел бы остановиться еще на таком обстоятельстве: Вы использовали термин «ревизор» по отношению к Счетной палате. Я думаю, что использование таких терминов как «ревизор», «ревизия» применительно к деятельности Счетной палаты несколько устарело, слишком узко и не отвечает нынешним реалиям. Счетная палата является полноправным членом мирового и европейского сообщества высших органов финансового контроля, руководствуется в своей деятельности общепринятыми международными стандартами аудиторской деятельности.
А это в первую очередь означает фокус на проведении аудитов эффективности, соответствия, а также финансовых аудитов. Комплекс этих аудитов предусматривает всесторонне объективную незаангажированную оценку формирования и использования государственных средств, оценку управленческой деятельности объектов контроля, целесообразности, результативности и продуктивности вложения средств государственного бюджета.
То есть, как Вы видите, это деятельность, которая значительно шире и глубже, даже можно так выразиться, иного порядка, чем ревизия. Отмечу, что в настолько широком ракурсе оценку состояния государственных финансов и их использования в полном объеме может дать и дает в нашей стране только такая институция, как Счетная палата Украины.
– В нашей стране чиновники, контролирующие финансовые потоки, часто становятся объектами для черного PR. Вы не боитесь, что скоро в прессе могут появиться скандальные публикации о Вас или Вашей семье?
– Во-первых, давайте разберемся, что вкладывается в само понятие «чиновники, контролирующие финансовые потоки…». У общественности эти термины зачастую ассоциируются с людьми, которые управляют, распределяют, выделяют финансовые ресурсы и в первую очередь государственные. Счетная палата, и я уже неоднократно отмечал, является конституционным парламентским высшим органом финансового контроля в стране, строящем свою деятельность на принципах законности, плановости, объективности, независимости и гласности. Именно эти принципы, неукоснительное их соблюдение лежит в основе всех контрольно-аналитических и экспертных мероприятий, которые проводит Счетная палата.
То есть, мы не контролируем финансовые потоки в том смысле, который я упоминал выше, а проводим полноценный аудит законности, эффективности и результативности использования средств государственного бюджета, в том числе и даем оценку управленческим действиям органов исполнительной власти.
Насколько я знаю, за 15 лет деятельности Счетной палаты она не дала ни одного повода усомниться в несоблюдении указанных принципов, какой бы то ни было необъективности и заангажированности.
Исходя из реалий нашего времени, я не могу исключать возможности появления каких-либо материалов в тональности, как Вы выражаетесь, «черного PR», как по отношению к деятельности Счетной палаты, так и ко мне лично. Однако это может свидетельствовать только о том, что Счетная палата работает не вхолостую, она выявляет так называемые «болевые точки», что не всем может прийтись по вкусу. Но! Контрольный орган, а особенно с таким статусом, как у Счетной палаты, не может и не должен по своей природе всем нравиться и говорить всем только приятные вещи.