Счетная палата посчитала бюджет: откуда пришли и куда ушли деньги

Расходы на оборону и безопасность составили 73,5% от всех отчислений из государственного бюджета в первом квартале 2025 года.
иллюстративное фото / rp.gov.ua
иллюстративное фото / rp.gov.ua

Счетная палата (СП) проанализировала выполнение закона о Государственном бюджете Украины на 2025 год в I квартале и представила 10 июня свой отчет. Кроме того, ведомство вывило риски для экономики, нарушения при использовании бюджетных средств, а также дало рекомендации по его улучшению. Об этом сообщают Dengi.ua со ссылкой на информацию пресс-службы СП.

Читай также:

Председатель Счетной палаты Ольга Пищанская, представляя выводы отметила, что выполнение государственного бюджета в первом квартале 2025 года, как и в предыдущих периодах, осложнялось обстоятельствами, вызванными войной, в том числе, ограничением логистических возможностей, миграцией населения и разрушенной и другой инфраструктуры.

Кроме того, среди выявленных СП рисков, которые могут негативно повлиять на экономические показатели отмечаются:

  • уменьшение доходной части местных бюджетов и фондов социального страхования в результате сокращения количества зарегистрированных ФЛП,
  • валютно-финансовая нестабильность,
  • усиление инфляционного давления.

Сообщается, что в январе – марте реальный ВВП составил всего 0,5 % при прогнозируемом приросте на 2025 год – 2,7 %. Это создает риск непоступления планируемых доходов на этот год. Одним из основных факторов, сдерживавших рост ВВП, стало сокращение экспорта на 8,7%. В первую очередь, уменьшился экспорт продовольственных товаров и сырья для их производства и железных руд из-за низких прошлогодних урожаев зерновых и снижения мировых цен на железную руду.

В то же время выросло присутствие на внешних рынках украинских товаров химической промышленности, древесины и изделий из нее, машиностроения и другой промышленной продукции с высокой добавленной стоимостью. В настоящее время доля такой продукции в экспорте увеличилась до 15,2%.

Также сохранению финансовой устойчивости и наполнению государственного бюджета способствовали полученные от международных партнеров ссуды и безвозвратная помощь. В общем объеме внешних поступлений их доля выросла с 9% до 27%, хотя это на 23% меньше плана на январь – март 2025 года. В частности, в отчетном периоде не поступило 19,4 млрд. грн. запланированной помощи ЕС по программе Ukraine Facility (эти средства получены в апреле).

Доходы государственного бюджета в первом квартале 2025 года составили 926,2 млрд грн – выросли на 284,1 млрд грн (44,3%) по сравнению с первым кварталом 2024 года. Это обусловлено, прежде всего, увеличением в 2,2 раза (до 292,5 млрд грн) объемов собственных поступлений бюджетных учреждений, в частности, относящихся к сфере управления Министерства обороны Украины. Собственные поступления учреждений составляли почти треть доходов бюджета, доля поступления от налогов снизилась на 10%.

Уменьшение долга налогоплательщиков перед государственным бюджетом с начала года на 12% произошло вследствие его изъятия из учета из-за судебных обжалований и отмены решений ГНС по его начислению. Ранее СП отмечала необходимость улучшения качества контрольно-проверочной деятельности органов Государственной налоговой службы Украины в отчете о результатах аудита по обжалованию решений ГНС.

Расходы государственного бюджета в первом квартале 2025 года составили 1,2 трлн грн – это на 38,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Рост обусловлен прежде всего увеличением расходов на обороноспособность и безопасность государства – до 73,5% от общего объема.

«Больше всего расходов Минобороны – для закупки, модернизации и ремонта вооружения, военной техники, средств и оборудования. При этом для закупки товаров оборонного назначения были перераспределены значительные объемы расходов по запланированным на оплату труда в октябре – декабре 2025 года (174,8 млрд грн)», – сообщила Ольга Пищанская.

В первом квартале текущего года продолжала расти просроченная дебиторская задолженность (на 23,6% с начала года), почти 90% от которой касается контрактов Минобороны. Основные причины – невыполнение предприятиями-поставщиками условий контрактов (договоров) о сроках поставки продукции оборонного назначения (оказания услуг и работ).

При этом наибольшие расходы государственного бюджета составили:

  • 366 млрд грн на приобретение товаров и услуг (из них 287,4 млрд грн – на средства военного назначения);
  • 353,5 млрд грн на оплату труда с начислениями (из них 269,1 млрд грн на денежное довольствие военнослужащих);
  • 159,9 млрд грн на социальные выплаты и пособие населению;
  • 131,9 млрд грн на субсидии и текущие трансферты предприятиям (из них 111,8 млрд грн – на закупку, модернизацию и ремонт вооружения, военной техники, средств и оборудования).

В отчете также отмечается зафиксированных случаях крайне низкого уровня использования средств, выделенных по отдельным важным для государства направлениям. Так, Правительство выделило 5,2 млрд грн (68,4%) из остатка средств фонда ликвидации последствий вооруженной агрессии в завершение начатых ранее проектов, однако на конец первого квартала было использовано только 100 млн гривен.

При этом расходы государственного бюджета на предоставление субвенций для реализации публичных инвестиционных проектов за счет кредитов (ссуд), привлеченных государством в специальный фонд, оказались меньше запланированных на 96,4%.

Также СП обращает особое внимание на несоблюдение правительством и главными распорядителями средств требований Бюджетного кодекса Украины. Так, вовремя не утверждено 73,8% порядков использования и 28% паспортов бюджетных программ. Это привело к непроведению запланированных на январь – март расходов и непредоставлению кредитов на сумму 3,3 млрд гривен. Указанные средства должны были направляться на финансирование программы Минздрава по строительству и оснащению больниц, программе развития дорожной инфраструктуры, реализации публичных инвестпроектов Минздрава, программ декарбонизации и т.д.

Кроме того, в отчете Счетная палата отмечает, что Министерство финансов Украины не утвердило Программу управления долгом на 2025 год.

В то же время, в первом квартале 2025 года общий объем государственного и гарантированного государством долга увеличился на 2% - до 7,1 трлн гривен. На его погашение и обслуживание была потрачена каждая шестая гривна поступлений государственного бюджета. В то же время эти расходы меньше запланированных на 15 %.

"Замечу, что выявленные нами риски имеют место по тем причинам, что вовремя и в полной мере не были выполнены рекомендации Счетной палаты, предоставленные по результатам анализа госбюджета в предыдущих периодах", - подчеркнула председатель СП.

Также по результатам анализа СП предоставила Правительству ряд рекомендаций по устранению выявленных отклонений и нарушений при выполнении госбюджета на 2025 год, а именно:

  • поручить Минфину при разработке законопроектов о внесении изменений в закон о государственном бюджете на 2025 год рассмотреть возможность изменения объемов доходов с учетом их фактических поступлений с начала года;
  • ответственным органам обеспечить разработку и утверждение по согласованию с Минфином паспортов бюджетных программ и выполнение бюджетных программ;
  • главным распорядителям не допускать наращивания бюджетной задолженности и принять меры по погашению просроченной задолженности;
  • Минфину утвердить и обнародовать программу управления долгом на 2025 год и обеспечить соблюдение срока обнародования отчета о ее выполнении.

инфографика
инфографика / rp.gov.ua

инфографика
инфографика / rp.gov.ua

инфографика
инфографика / rp.gov.ua

инфографика
инфографика / rp.gov.ua

Ранее Dengi.ua сообщали о том, что Кабинет Министров готовится подать в Верховную Раду изменения в государственный бюджет на 2025 год, увеличив расходы на оборону ориентировочно на 400 млрд грн.

Также Dengi.ua писали, что расходы общего фонда госбюджета на сектор безопасности и обороны в апреле составили 204,9 млрд грн.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK