«В феврале меня занесло на скользкой дороге, и я въехал в железный отбойник скоростного трамвая, – рассказывает киевлянин Станислав Гончаров. – Погнул бампер и крыло, пострадала ходовая. С ремонтом решил повременить до марта, чтобы заодно и царапины от снежных сугробов удалить. Позвонил на СТО, чтобы записаться на ремонт, а там очередь на неделю вперед. И говорят, что ажиотаж на послезимнее техобслуживание только начинается, дальше будет «жарче». Все хотят восстановить свое авто после зимы. По словам мастеров станций техобслуживания, поток клиентов за последние две недели увеличился уже где-то вдвое, и только в Киеве каждая шестая машина сегодня нуждается в ремонте или хотя бы профилактике после езды по заснеженным дворам и разбитым дорогам. «Чаще всего приезжают отрегулировать ходовую, удалить царапины и сколы от снега и льда, а также заменить амортизаторы, тормозные колодки и аккумуляторы», – рассказывает Константин Назаренко, директор частного СТО на Караваевых дачах.

План реанимации

Мойка и полировка. Мастера рекомендуют начинать «реанимацию» авто с тщательной мойки с помощью специальных средств и под давлением. Причем вымыть нужно не только лакокрасочное покрытие, но и днище с колесными арками. «Необходимо не забывать о салоне. После зимних реагентов, которые затягиваются в салон с обувью, его также необходимо почистить. Нужно вымыть и двигатель, который после зимней эксплуатации собрал на себе большое количество песка и реагентов», – советует региональный менеджер «Порше Украина» Сергей Гордиенко. После мойки кузов автомобиля хорошо бы обработать полиролем, защитным или восстанавливающим, – это поможет автомобилю дольше оставаться чистым. Следующий шаг – осмотр кузова и подсчет всех сколов, трещин и царапин. От них нужно избавляться, иначе коррозии не избежать.

Аккумулятор и электрика. Запуск двигателя в морозы ниже –20 °С – стресс для аккумулятора. В таких условиях он не всегда способен восстановиться от генератора. Когда потеплеет, стоит проверить заряд батареи и в случае необходимости зарядить ее до максимума от специального устройства. Если этого будет недостаточно – замена аккумулятора «омолодит» авто. Также не следует игнорировать проведение диагностики всей электросистемы. Расходы – около 100 грн. «Особенно внимательно нужно проверить все провода, которые идут к генератору и стартеру. Из-за перепада температур, повышенной влажности существует вероятность скопления в соединительных клеммах конденсата и коррозии. Отсюда – неплотное прилегание вплоть до замыкания», – предостерегает начальник отдела организации сервисного обслуживания Группы компаний «АИС» Александр Редькин.

Тормоза и подвеска. «После завершения сурового зимнего сезона в первую очередь стоит обратить внимание на подвеску и тормозную систему. Кроме этого, не лишней будет замена некоторых эксплуатационных жидкостей автомобиля», – советует директор представительства «Ситроен Украина» Лоик Сибрак. Проверку тормозной системы желательно проводить на стенде – он покажет, соответствуют ли ее параметры норме.

«В зимний период может подклинивать суппорт, и тормозная колодка перекашивается. Это приводит к ее быстрому выходу из строя, соответственно, велика вероятность испортить тормозной диск. Поэтому нужно проверить работу суппортов, целостность пыльников суппортов, работоспособность стояночного тормоза, поскольку он имеет механический привод (трос), а затекание соли, воды в полость оплетки троса может привести к ржавчине, произойти обрыв, заклинивание троса и колодок», – говорит Александр Редькин. Отдельное внимание уделите подвеске авто. Зимой она работает вдвое интенсивнее, чем летом. Проверять нужно все: задние и передние пружины на предмет коррозии, состояние амортизаторов – если на них есть потеки жидкости, их нужно заменить. Потрескавшиеся или рваные резиновые пыльники шарниров и шаровых опор также подлежат замене.

Система охлаждения и кондиционер. Зимой типична ситуация, когда снег тает на радиаторе машины. В результате возможны затекания воды в открытые полости под капот. Когда мотор выключают, а на улице –20 °С, водичка начинает замерзать и деформировать конструкцию. Так что весной обязательно нужно проверить систему охлаждения автомобиля на подтекание, чтобы предупредить перегревание двигателя в летний период. Что касается систем кондиционера, то первый признак его «нездоровья» – это начавшееся «посвистывание». На СТО мастер проверит состояние компрессора, при необходимости дозаправит систему фреоном. Не помешает заменить и салонный воздушный фильтр – за зиму он всегда покрывается грязью.

Выбираем «доктора»

«По большому счету, обманывают все – и «частники», и «фирмачи», – откровенничает мастер киевской станции техобслуживания Сергей Рябой. – Самый популярный способ – подмена новых деталей бэушными. Вам говорят, что поставили новую запчасть, а сами использовали снятую с другого авто». Возможностей проконтролировать честность мастеров есть на частных СТО, если владелец автомобиля может присутствовать при ремонте. На фирменных станциях за процессом техобслуживания обычно приходится наблюдать из просмотрового окошка соседнего здания.

С другой стороны, все фирменные СТО всегда прекрасно оснащены системами диагностики и современным ремонтным оборудованием, да и запчасти у них обычно в наличии, чем не всегда могут похвастать «частники». «Приведу распространенный пример: замена задних тормозных колодок на Passat требует применения диагностического прибора. Пытаясь произвести замену вручную, по старинке, в гаражах ломают суппорт. 100% таких автомобилей возвращаются на фирменную станцию менять суппорты дополнительно к колодкам», – рассказывает руководитель станции техобслуживания автоцентра «Атлант-М Днепровская набережная» Роман Козачище. Хвастаются официальные станции техобслуживания и своими специалистами, которых регулярно отправляют на курсы повышения квалификации и тестируют на мастерство. Зачастую гарантия качества на частном СТО – это только честное слово мастера. Но этого бывает мало, чтобы вернуть свои деньги или устранить неполадки, возникшие после ремонта. На фирменных станциях картина иная. «Проходя обслуживание на таком СТО, можно быть уверенным в надлежащем уровне исполнения работ и в том, что в установленные гарантийные сроки с автомобилем ничего плохого не произойдет. А в случае возникновения каких-либо проблем ему могут предложить их бесплатно устранить», – рассказывает Александр Редькин.

Главное преимущество мелких СТО – цена, которая всегда ниже минимум вдвое. «Как только закончился гарантийный срок, начал ездить к мастеру в гаражи, которого мне порекомендовал друг. Масло, свечи и фильтры он меняет замечательно, зачем переплачивать. Если на фирменной станции я тратил на одно плановое ТО более 2 тыс. грн., у частника оставлял менее 1 тыс. грн.», – рассказывает киевлянин Андрей Вентонив. Заменить масло можно, конечно, и в гаражах. А вот серьезные ремонтные работы лучше проводить на крупных официальных сервисах – так безопаснее, пускай и стоит дороже. Да, до конца марта стоит также записаться на шиномонтаж: с потеплением становится опасно ездить на зимней резине, пора менять обувку авто на летнюю.

Реанимируем авто после зимы

Виды работ

Цена, грн.*

Мойка (в т. ч. подкапотного пространства)

50–100

Полировка кузова

650–1500

Химчистка салона и ковриков

120–180

Замена щеток стеклоочистителей и омывающей жидкости

100–150

Замена амортизаторов

450–850

Замена тормозных колодок

450–850

Замена тормозной жидкости

от 100

Замена аккумуляторной батареи

600–950

Очистка системы кондиционирования

220–450

Диагностика электросистемы

от 100

Регулировка развал-схождения

от 145

Замена фильтров (воздушных, топливных, масленых, кондиционера)

700–1200

Устранение сколов, потертостей и коррозии (на порогах, арках, нижних частях бамперов, днище и т. д.)

от 600 грн. за 1 деталь

* Общая стоимость запчасти и работы мастера СТО.

** Стоимость запчастей и работы варьируется в зависимости от марки авто.