В том, что кризис никуда не ушел, а лишь на время ослабил свою хватку, уже никто не сомневается. А то, что творится в последние три недели на мировом финансовом и энергетическом рынках, лишь подтверждает: вторая волна рецессии буквально на пороге. Сильнее всего на волнения в мировой экономике реагируют биржи. Ведущие фондовые индексы США и Европы потеряли с начала августа более 10%, украинские -- и того больше, обвалившись на 20%. Активно дорожает главная надежда инвесторов -- золото и дешевеет нефть как индикатор нарастающих опасений рецессии, которая неминуемо приводит к падению спроса на энергоносители.

На удивление спокоен валютный рынок: соотношение пары евро/доллар с начала августа практически не меняется, и евро колеблется в коридоре 1,42--1,45 дол. Но особенно удивляться нечему -- проблемы есть у всех. Оттого валюты и не проседают относительно друг друга.

Паникуют все

Основные источники всемирной паники -- США и Евросоюз. Даже глава ФРС Бен Бернанке в своем недавнем выступлении не стал отрицать, что экономика США находится в непростом состоянии, темпы экономического роста значительно ниже прогнозируемых, а уровень безработицы неумолимо растет. При этом все понимают, что поднятие лимита государственного долга Штатов на 2,4 трлн. долларов -- не более чем временная мера, и США нужно предпринимать радикальные меры, чтобы избежать кризиса. Последней каплей стало решение агентства Standard&Poor’s о снижении наивысшего рейтинга Штатов впервые в истории этой страны. И хотя министр финансов США Тимоти Гайтнер нарочито пытался обвинить агентство в непрофессионализме, поклявшись, что Америка всегда останется "экономикой №1" и не перестанет выполнять свои обязательства, опасения надвигающейся рецессии лишь усилились.

Европа барахтается

В Европе также непростая ситуация: в первых числах августа доходность гособлигаций Испании и Италии вплотную приблизилась к 7%, а эта отметка, по мнению финансистов, является критической точкой. Ведь когда облигации Греции и Ирландии достигли этой отметки, страны признались в неплатежеспособности и стали просить помощь извне. Испанию и Италию бросился спасать Европейский центробанк -- он принялся в срочном порядке выкупать облигации этих стран, в результате чего доходность данных бумаг упала почти на два процентных пункта. Правда, глава ЕЦБ Жан-Клод Трише привычно пессимистичен в своих рассуждениях, и сравнил нынешнюю ситуацию в Еврозоне и США с кризисом, который захлестнул мир после Второй мировой войны.

Это и немудрено, ведь даже более "здоровые" страны ЕС испытывают трудности: ВВП Франции по итогам II квартала 2011 года показал нулевой рост, а промпроизводство снизилось на 0,6%; ВВП Германии во II квартале показал рост всего на 0,1%, в то время как аналитики ожидали около 0,5%. К тому же Банк Англии снизил собственный прогноз роста ВВП Великобритании, заявив, что он составит по итогам 2011 года 2% вместо 2,5%. Даже попытки канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Николя Саркози совместными усилиями "вытащить" ЕС из кризиса натолкнулись на скепсис, так как их решение создать экономическое правительство еврозоны, которое будет назначаться каждые 2,5 года и бороться с долговым кризисом, не является, по мнению экспертов, радикальным шагом, который сможет решить назревшие проблемы.

Азия спасет мир

Не особо радужны и новости из азиатского региона: ВВП Японии продолжает падать (-1,3% за II квартал), а инфляция в Китае в июле выросла до рекордных за последние три года 6,5%. Хотя в Министерстве финансов КНР уверены, что Поднебесной не угрожают долговой кризис и бюджетный дефицит. По словам замминистра финансов КНР Ли Юна, финансовая система страны здорова, а правительство в состоянии оплачивать долги. К тому же госдолг Китая не превышает 50% ВВП и находится ниже "критической" отметки в 60% (в США он превысил 100%, в Италии составляет 120%, а в Греции -- более 150% ВВП).

Ждать и волноваться

Если рассматривать сценарий раскручивания новой спирали кризиса, то его эпицентром, как всегда, станут ЕС и США, которые ударят по наибольшим кредиторам, в свое время скупившим гособлигации Штатов и стран еврозоны. Происходящее, в свою очередь, повлияет на третью группу -- развивающиеся страны Центральной и Восточной Европы, Украину -- в том числе.

В первую очередь, от рецессии могут пострадать экспортоориентированные отрасли Украины (горно-металлургический сектор, машиностроители, АПК, химическая отрасль). Например, в августе 2008 года в преддверии первой волны кризиса промышленное производство в Украине начало сокращаться из-за трехкратного снижения цен на сталь, что стало одним из предвестников рецессии. Проблемы у экспортеров будут давить на внешнеторговый баланс, что приведет к сокращению поступлений в госбюджет и снижению объемов валютной выручки. Начнет расти уровень безработицы, ускорится инфляция, значительно повысятся риски девальвации гривны, что вновь приведет к проблемам с погашением кредитов и, соответственно, выбьет из колеи банковскую систему. Правда, глубоко банки не пострадают -- ведь кредиты в последние пару лет они выдавали без фанатизма и только очень надежным заемщикам.

Правда, описанный пессимистичный сценарий имеет немного оснований для реализации. Да, отрицательное сальдо внешней торговли Украины продолжает расти, составив -1,8 млрд. дол. по итогам января-июня. Но до -3,8 млрд. дол., которых достигло сальдо по итогам всего лишь I квартала 2008 года, еще очень далеко. За июль 2011 года замедлились темпы восстановления промпроизводства до 6,4% по сравнению с 8,9% в июне, но это не говорит об угрозе обвала в реальном секторе экономики. Да и ВВП Украины демонстрирует положительную динамику, показав в I полугодии 2011 года рост на уровне 4,4%. К тому же Нацбанк уверяет в стабильности украинской валюты, и по словам его главы Сергея Арбузова обладает достаточным объемом резервов (на 1 июля их размер составлял 37,8 млрд. дол.), чтобы гасить девальвационное давление на гривну.

Поэтому отечественной экономике, скорее всего, грозит лишь замедление темпов роста, но о каких-либо серьезных потрясениях и уж тем более о девальвационном шоке говорить преждевременно. И все же бдительности терять не стоит. Ведь падающие фондовые рынки, рост цен на золото и падение цен на энергоресурсы -- это главные сигналы того, что на традиционных для Украины внешних рынках могут возникнуть серьезные сложности. Как минимум нас ожидают затягивание стагнации на рынке недвижимости, застой на фондовом рынке и вялая девальвация гривны с темпом 2--5% в год.

Что думают об угрозе кризиса украинские банкиры и аналитики?

Дмитрий Юргенс, зампредседателя правления ПУМБ

Вероятность вхождения мировой экономики в депрессию значительна и на состояние и перспективы развития украинской экономики любые серьезные потрясения будут сказываться негативным образом. Однако сейчас наша страна подготовлена к кризисным явлениям лучше, чем это было несколько лет назад

Оксана Брусенская, главный специалист управления макроэкономических исследований «Укрсоцбанка»

Говорить о второй волне кризиса рано. Падение на фондовых рынках скорее свидетельствует о спекуляции на последних событиях в США. И даже в случае возврата кризиса стремительного обвала не предвидится, и рецессия станет следствием крупных государственных долгов. Украина ощутит основной удар со стороны внешнего рынка, который придется на экспортно-ориентированные базовые отрасли страны.

Дмитрий Золотько, зампредседателя правления «Сбербанка России»

События на мировых рынках, связанные со снижением рейтинговым агентством S&P суверенного рейтинга США, могут выступить катализатором кризиса. Влияние данных событий на Украину будет зависеть от того, распространится ли паника на сырьевые рынки. Например, осенью могут быть определенные сложности с государственными заимствованиями вследствие общей плохой конъюнктуры на долговых рынках.

Марьян Заблоцкий, старший аналитик «Эрсте Банка»

Потенциально глобальная финансовая система стоит на пороге кризиса не меньшего, чем в 2008 году, которому предшествовал крах Lehmann Brothers. Но ощутимого негативного эффекта наша страна не почувствует, если не произойдет дефолта одной из крупных экономик мира.

Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра

Высокий уровень долларизации делает Украину заложницей американской валюты, и нам придется покрывать убытки от девальвации доллара, а также столкнуться с серьезной проблемой привлечения зарубежных инвестиций. Но при наступлении кризиса украинской экономике грозит не дефолт, а скорее стагнация и существенное замедление темпов развития.

Что происходит в основными «маркерами» кризиса?

 

1 августа 2011

5 августа 2011

12 августа 2011

18 августа 2011

Индекс Dow Jones

12132,5 пункта

11383,68 пункта

11269,02 пункта

10990,6 пункта

Индекс S&P

1286,94 пункта

1200,61 пункта

1178,81 пункта

1140,65 пункта

Индекс «Украинской биржи»

2 319,19 пункта

2 128,78 пункта

1 822,98 пункта

1 738,36 пункта

Индекс ПФТС

900,65 пункта

832,29 пункта

692,11 пункта

685,3 пункта

Курс евро

1,44 дол.

1,42 дол.

1,43 дол.

1,44 дол.

Наличный курс гривна/доллар

7,97/8,00

7,97/8,00

7,97/8,00

7,98/8,01

Наличный курс гривна/евро

11,39/11,58

11,2/11,39

11,24/11,44

11,42/11,59

Стоимость золота

1620 дол./тр.ун.

1653,4 дол./тр.ун.

1746,3 дол./тр.ун.

1823 дол./тр.ун.

Цена на нефть (марка Brent)

116,81 дол./бар.

108,56 дол./бар.

108,03 дол./бар.

109,58 дол./бар.

 Резюме: Угроза очередной волны кризиса действительно существует, но считать ее неизбежной и способной грянуть прямо в сентябре-ноябре -- неоправданный пессимизм.