Как можно охарактеризовать налоговый режим для малого бизнеса сейчас, после принятия Налогового кодекса (НК), а также принятия изменений к нему 7 июля?
Несмотря на сохранение де-юре упрощенной системы налогообложения, де-факто сегодня контролирующие органы пытаются заставить пла-тельщиков единого и фиксированного налогов выполнять нормы, которые не предусмотрены в законодательстве, касающемся «упрощенки». На-пример, мы всей «Фортецей» уже полгода отстаиваем абсолютно логичную позицию – отсутствие необходимости сдавать форму 1ДФ самозанятыми лицами. А недавно столкнулись с незаконным желанием налоговиков проверять накладные «упрощенцев» при закрытии предпринимательской деятельности.
Сложнее ситуация у тех предпринимателей, которые «благодаря» Налоговому кодексу были вынуждены с 1 января или с 1 апреля 2011 года перейти на общую систему налогообложения. Одни это сделали, чтобы остаться плательщиками НДС, другие, чтобы иметь возможность работать с плательщиками налога на прибыль, с большим и средним бизнесом. Сегодня эти люди вынуждены все свое время посвятить не поиску партнеров или путей расширения бизнеса, не своим семьям, а учету и отчетам. И это абсолютно не гарантирует им отсутствия штрафных санкций после налоговых проверок, так как многие нормы Налогового кодекса оказались двусмысленными и неясными.
Закон, принятый Верховной Радой 7 июля 2011 года, «упрощенки» не касается, но в нем есть нормы, влияющие на малый бизнес. Этим законом введена, наконец, норма, которую мы предлагали от «Фортеци» еще в декабре 2010 года: она освобождает предпринимателей – пенсионеров и инвалидов от обязательной уплаты за себя единого социального взноса. Вместе с тем, в этом же законе есть нормы, которые вводят обязательный электронный учет и отчет по кассовым аппаратам для всех, даже маленьких, предпринимателей. Это огромные дополнительные расходы, которые понесет бизнес – и они в конечном итоге лягут на покупателей в цене товаров и услуг.
Насколько повлияли на ситуацию с налоговым режимом общественные акции в конце минувшего и в нынешнем году? Что еще нужно обязательно в НК?
До сих пор продолжает действовать норма о запрете относить на валовые расходы платежи в адрес «упрощенцев». Ужесточен режим использования кассовых аппаратов. Затягивается принятие закона об «упрощенке». Все это свидетельствует об отсутствии у власти желания выполнять взятые на себя перед малым бизнесом обязательства.
Налогоплательщики имеют право системно влиять на решения власти.
Несмотря на то, что власть отказывается нас слышать, а не слушать, малый бизнес сохранил упрощенную систему налогообложения. И это – одно из того, что было достигнуто в результате акций протеста, проведенных в 2010 году. Другим важным итогом я считаю то, что предприниматели увидели возможность отстоять свою позицию.
Что надо делать срочно? Для начала – снизить ставку единого социального взноса (ЕСВ) до 18,1% вместо нынешнего минимума в 34,7%. Иначе из тени зарплаты не выйдут.
Очень важны отношения с местными органами самоуправления, от которых зависят такие важные вопросы, как размер платы за землю, выделение земельных участков, ставки ряда местных налогов и сборов, организация работы регуляторных органов и много-много других. И, конечно, необходимо сохранить «упрощенку», но при этом мы уже начали работу и по подготовке более прозрачной и менее коррупционной общей системы налогообложения.
Какой налоговый режим Вы считаете оптимальным в Украине?
К сожалению, мы имеем сегодня в Украине такую общую систему налогообложения, которая не под силу даже большому бизнесу. Один из последних примеров – форма декларации налога на прибыль, которую заполнить без ошибок невозможно, так как строки декларации на ее сорока страницах друг с другом не связываются.
Пока не добились прозрачности общей системы налогообложения, «упрощенка» – единственное спасение от коррупционного давления.
Причем вопрос не только в сложном администрировании, но и в двузначном толковании норм Налогового кодекса, что создает условия для коррупционного давления. Пока нет прозрачной системы налогообложения, единственной возможностью работать спокойно для малого бизнеса является «упрощенка». Вот ведь в чем парадокс: юридические лица на едином налоге имеют большую фискальную нагрузку, чем те, кто платит налог на прибыль.
Но бизнесмены готовы платить больше и быть уверенными в том, что проверяющим не к чему будет придраться.
Какая налоговая система в целом, на Ваш взгляд, оптимальна для Украины?
Что касается доходов физических лиц, считаю оптимальной плоскую шкалу налогообложения, так как прогрессивная стимулирует тенизацию. Аргументы по поводу того, что в европейских странах прогрессивные и очень высокие ставки, не считаю корректными. Эти ставки там начисляются не от общего дохода, а практически от прибыли человека, так как существует большое количество расходов, которые вычитаются из доходов для налогообложения. В Украине эта возможность только задекларирована и реально не работает.
НДС – это самый коррумпированный налог. В идеале, я считаю, его надо вообще отменить, заменив налогом с оборота или налогом с продаж. При этом ставку с оборота следует дифференцировать в зависимости от видов деятельности от 1% до 5%. В случае полного реформирования общей системы налогообложения в сторону ее прозрачности и простоты, отпадет необходимость и в широком употреблении упрощенной системы. Но вообще отказываться от «упрощенки» не стоит даже в случае идеальной общей системы, так как во всем мире для самых маленьких существуют специальные условия налогообложения.
В демократических странах любое решение власти, которое касается, в том числе, и бизнеса, до принятия обсуждается с обществом месяцами. С этого года мы уже не просто критикуем проекты, предложенные властью, но и сами готовим законопроекты, необходимые, в первую очередь, для выживания малого и среднего бизнеса. Более того, в нашей «Фортеце» начат процесс подготовки необходимой бизнесу экономической модели, для реализации которой должны быть направлены все законодательные изменения. Мы хотим видеть полную «картинку» нашего будущего и понимаем, что кроме нас ее никто не сделает такой, какая она нужна людям, которые живут, работают, лечатся и учатся в Украине.
Какова может и должна быть роль местных властей, местной общины в создании налогового режима в конкретном регионе?
Теоретически, органы местного самоуправления ближе всех к гражданам, лучше других органов власти должны разбираться в вопросах жизнедеятельности городов и сел и, что очень важно, должны быть заинтересованы в наполнении местных бюджетов, а значит в развитии у себя на территориях малого и среднего бизнеса. На самом деле, все зависит от отдельных личностей как с одной, так и с другой стороны. Примером хорошего сотрудничества местной власти с малым и средним бизнесом, а значит и со всеми горожанами, является работа Владимира Гройсмана (городской голова Винницы), который понимает социальную значимость малого и среднего бизнеса в городе и находит решения вопросов, которые являются непростыми даже на всеукраинском уровне. В то же время в Киеве местная власть системно и сознательно создает для малого бизнеса проблемы, которые можно потом решить, но с дополнительными усилиями, которых могло бы и не быть.
Громадной проблемой для бизнеса являются сегодня во многих городах и селах размеры платы за землю, которые базируются на решениях местных советов. Аренда и налог, установленные в 2011 году депутатами, приведут к банкротству местного малого и среднего бизнеса, что однозначно в достаточно скором времени уменьшит поступления в местные бюджеты по разным составляющим. То есть, сейчас ради горстки мяса зарежут курицу, несущую золотые яйца.
Но бизнес не собирается сдаваться. Примером тому является город Умань, где предприниматели в ответ на отказ мэра встретиться с ними и руководителем их общественной организации, спокойно записались на прием к городскому голове. Но записались в один день и все. Таким образом, между двумя сильными партнерами был начат активный диалог.
Для меня важно, чтобы малый и средний бизнес в Украине стали сильными и смогли системно влиять на решения власти, как на всеукраинском уровне, так и, к примеру, в моих родных Черновцах. А для этого необходимо формулирование нашего общего видения условий ведения бизнеса, подготов-ка необходимых проектов и их отстаивание перед властью. Что мы в «Фортеце» делали, делаем и будем делать.
По материалам Денег