Даже американцы, избалованные дешевизной бензина, на первое место среди критериев выбора новой машины нынче ставят экономичность, -- так говорит авторитетный Consumer Reports. Что уж говорить об Украине? Здесь все большей любовью покупателей пользуются традиционно экономичные и пронырливые четырехколесные средства передвижения. Все они объединяются в класс А (автомобили длиной до 3,6 м с объемом двигателя до 1,3 л). Официальные и не очень"серые" импортеры и дилеры предлагают более дюжины моделей этих машин -- от бюджетных (Chery QQ) до почти премиальных, судя по ценнику, "колесниц гламура" (Fiat 500).

Что под "скорлупой"?

За красивой внешностью малолитражек скрываются не менее привлекательные технические характеристики. При аккуратной езде детали ходовой служат не один десяток тысяч километров. А все дело в весе. Малютки класса А редко весят больше тонны даже с пассажирами и багажом. С этой тяжестью и подвеска, и остальные системы справляются вполне уверенно.

Куда больше достается колесам и порогам, так как из-за малого клиренса и радиуса колесных дисков скачки по бровкам и через выбоины в асфальте оставляют более заметные метки на малолитражке, чем на ее более габаритных собратьях. Моторы современных микролитражек также могут подарить владельцам несколько неприятных моментов. Их небольшой объем в связке с умной электроникой, "заточенной" под экономичность и экологичность, обусловливает работу в напряженных режимах. Поэтому назвать малютки неприхотливыми к качеству топлива и смазочных материалов нельзя -- экономить на этом не стоит. Ведь ремонт силового агрегата, пусть даже объемом меньше литра -- занятие хлопотное и дорогостоящее.

Несмотря на малообъемный двигатель, микролитражки обладают вполне достаточной для передвижения в городе динамикой. Более того, динамичная езда практически не сказывается на расходе топлива. Хотя в случае, если в салоне сидит вся семья, а багажник забит под потолок, не стоит надеяться на соответствие аппетитов авто его паспортным показателям.

Увы, просторный багажник -- это не о маленьких машинах. Поэтому при выборе компактного авто особое внимание стоит обратить на возможность трансформаций салона. Как складывается задний ряд сидений? Получается ли при этом ровный пол? Удобно ли добираться до запаски? И вообще - присутствует ли таковая?

Их цены

Традиционно пальма первенства в категории "самое доступное авто" -- у корейских Daewoo Matiz и китайских Chery QQ, которые можно купить примерно за 50 тыс. грн. Однако за эти деньги покупатель получит средство передвижения с тремя педалями, рулем без усилителя и ручной КПП. Топовая комплектация QQ с автоматической трансмиссией, кондиционером, электропакетом, приличной обивкой салона обойдется всего в 67,2 тыс. грн. Matiz немного дороже -- "полный фарш" с широким списком опций стоит 79,5 тыс. грн.

Следующим по цене идет стильный "львенок" от Peugeot. 107-й "в базе" обойдется всего в 75 тыс. грн. Хотя здесь комфорт принесен в жертву безопасности. Машина с простым матерчатым салоном, тремя дверями, некрашеными бамперами, зато с подушкой безопасности и ABS (просто в Европе запрещены продажи автомобилей без оных). А вот пятидверный вариант с "автоматом" -- это уже 95 тыс. грн. Другой "француз" -- Citroen C1 -- предлагается за те же деньги, однако вариантов комплектации нет.

За 87,8 тыс. грн. Hyundai i10 порадует богатым оснащением, у него даже базовая комплектация включает практически все, что может вообразить обычный автолюбитель, кроме магнитолы и подогрева сидений. Машина просторна, хорошо управляется. Впечатление несколько смазывает слабоватый мотор, но и покупается авто не для гонок.

Из дорогих малышей -- экономичная Toyota Yaris, которая обойдется минимум в 145 тыс. грн. Еще дороже -- Fiat 500, который стоит 148,3 тыс. грн. Кстати, за такие же деньги можно выбирать среди комфортных и мощных седанов и хэтчбеков С-класса. Даже представленные на проходившем в конце мая Киевском международном автосалоне SIA'2011 новинки -- Chevrolet Spark и Kia Picanto New -- все равно не дотягивают до ценовой планки, установленной Fiat. Ведь ценники Spark и Picanto начинаются от 100 тыс. и не превышают 131 тыс. грн. за автомобиль, укомплектованный не хуже седана бизнес-класса.

Со скидкой или в кредит

Благодаря тому, что цена на большинство автомобилей класса А не превышает 12 тыс. долл., они продаются, в основном, без помощи банков. Тем более что сейчас на складах дистрибьюторов еще есть автомобили прошлых годов выпуска, которые можно приобрести с неплохой скидкой. Например, обладателем Matiz можно стать, сэкономив 6,6 тыс. грн. -- такую скидку предлагает в рамках акции дилерская сеть "УЗ-ДЭУ". "Кукушка" также может достаться со скидкой в 3,6 тыс. грн. на авто 2010 года выпуска. Hyundai предлагает прошлогодний i10 со скидкой от 4 до 4,6 тыс. грн.

Конечно, если даже такой скидки мало, можно воспользоваться кредитными программами. Автокредиты предлагают уже более двадцати банков. Правда, требования к заемщикам значительно жестче, чем до кризиса. Прежде всего, обязателен первоначальный взнос -- минимум 15% стоимости авто, а также справка об официальных доходах. Обычно банк хочет получить разовую комиссию за выдачу кредита -- 2-3%, а процентная ставка составляет 17-22% годовых в гривне. Максимальный срок нынешних автокредитов -- 7 лет. Традиционно отдельные программы финансирования предлагают сами дилеры. В рамках программы Hyundai Finance можно получить заем на 7 лет, а при 50-процентном взносе ставка составит 16,3% годовых в гривне. Citroen Financial Services предоставит в кредит 50% стоимости на условиях годичной рассрочки под 0% годовых. Купить Toyota Yaris можно с помощью партнерской программы официального дилера и "Креди Агриколь Банка" -- при взносе 20% и разовой комиссии в размере 2,5% можно взять кредит на 7 лет под 16,6% годовых.

Какие малолитражки предлагают автосалоны

 

Hyundai i10

Renault Symbol

Ford Fiesta

Mitsubishi Colt

Skoda Fabia

Toyota Yaris

Nissan Micra

Volkswagen Polo

Kia Picanto New

Chevrolet Spark

Где искать

www.hyundai.com.ua

www.renault.ua

www.ford.ua

www.niko-ukraine.com.ua

www.praga-auto.com.ua

www.toyota.com.ua

www.nissan.goloseevsky.com

www.atlant-m.in.ua

www.kia.ua

www.kia.ua

Диапазон цен, грн.

87 800-110 100

от 105 900

от 120 900

136 000

от 96 900

от 145 200

101 600

123 000

110 000

101 120–130 880

Объем (л)/Мощность (л.с.)

1,1-1,2/67-75

1,4/75

1,25/75

1,3/95

1,2/68

1,33/101

1,2/59

1,2/70

1,2/85

1,0-1,2/68-81

Расход топлива в городском цикле (л/100 км)

6, 3

9, 7

8, 2

7, 1

7, 7

6, 7

7, 4

7, 3

5,8-6,7

7-8,2

Расходы на топливо (бензин А95) на 30 тыс. км (грн.)

19 000

29 000

24 600

21 300

22 600

20 100

22 200

21 900

17 400

от 21 000

Затраты на ТО (30 тыс. км/грн.

1700

1420

3200

2500

2600

1530

2020

2400

новинка (нет данных)

новинка (нет данных)

Макс. скорость (км/ч)

151-165

158

161

180

163

175

167

165

163-171

143-162

Разгон до 100 км/ч, с

12,9-15,1

15,2

14,6

13,1

14,9

13,4

13,9

14

11,4-13,4

12,9-17,5

Трансмиссия

5МТ/4АТ

5MT

5МТ

робот

5МТ

робот

5 МТ/4АТ

5МТ

5МТ/4АТ

5МТ/4АТ

Подушка безопасности, электропакет, центральный замок

да

да

да

да

да

да

да

да

да

да

Кондиционер

да

нет

да

да

опция

да

да

опция

да

да

Аудиосистема

аудиоподготовка

нет

да

да

опция

да

да

опция

да

да

Отзывы владельцев

богатая комплектация, интересный дизайн, эргономичен; недешевые запчасти

устойчива, вместительна; претензии к расходу топлива и эффективности кондиционера

отличная управляемость; жесткая подвеска

просторный; трансмиссия "задумчива" при интенсивном наборе скорости

вместительна, маневренная; есть вопросы к мощности двигателя и шумоизоляции

хорошая управляемость и комплектация; небольшой клиренс, КПП-робот – «задумчива», дорогой сервис

хорошая управляемость, вместительна; есть вопросы к жесткости подвески и расходу бензина

маневренна, вместительна; не слишком резвая и жесткая, вопросы к мощности и жесткости подвески

новинка

новинка