В 2003 году во Франции начал работу первый шопинг-клуб Vente Privee, который предложил новый формат торговли модной одеждой через интернет.

За семь лет эксперимент небольшой компании энтузиастов вырос в международную корпорацию с годовым оборотом в 1 млрд. долларов. Сегодня шопинг-клубы одевают миллионы людей в Европе, США и России. Об особенностях этого перспективного бизнеса в Украине рассказал Андрей Дрогобыцкий, основатель украинского шопинг-клуба Le Boutique.

 Что такое шопинг-клуб и чем он отличается от обычного интернет-магазина модной одежды?

– Шопинг-клуб использует совершенно иную бизнесмодель, которая позволяет покупать настоящую, оригинальную брендовую одежду по действительно привлекательным ценам. Каждый день на сайте клуба проходят новые акции-продажи с несколькими известными брендами одежды, обуви, аксессуаров. Члены шопинг-клуба ежедневно получают по электронной почте анонсы новых акций, что дает им возможность отслеживать привлекательные распродажи и делать покупки, не выходя из дома или офиса. Причем, благодаря этой бизнес-модели мы имеем возможность давать значи-тельные скидки, на некоторые коллекции - до 70%.

В отличие от интернет-магазинов, шопинг-клубы используют более клиентоориентированную модель. Все модные вещи находятся здесь, в Киеве. Мы делаем доставку в течение трех дней в любую точку Украины, используем оплату по факту доставки, и, главное, клиент всегда может вернуть выбранную вещь, если она ему не подходит. 

Возможны ли примерки при покупке? Как решается проблема несоответствия размеров и цветовой гаммы реальной вещи?

– Каждая вещь, которая выставляется на сайте, проходит профессиональную фотоссесию. В нашем распоряжении две профессиональные студии и опытные фотографы. Для каждой вещи подбирается оптимальный фон и освещение, чтобы они максимально отражали реальную цветовую гамму изделия. На сайте есть возможность детально, как под увеличительным стеклом, рассмотреть понравившуюся вещь. Размеры указаны. Кроме того, работает call-центр, сотрудники которого дают детальную консультацию по всем параметрам заказа, в том числе и по вопросам размеров. Мы планируем указывать антропометрические данные модели, чтобы покупатель мог более четко представлять, как выглядит в реальности предлагаемая одежда. И напомню, что наш клиент даже из самого отдаленного городка имеет право
вернуть одежду без объяснения причин. Хотя факты возврата единичны, так как хорошая брендовая вещь по доступной цене – по-своему дефицитный товар, который выгоднее подарить или перепродать, чем вернуть.

 Скидки до 70% – звучит заманчиво. Это вещи из коллекций прошлых сезонов или из актуальных? Каким образом подбираются предлагаемые товары, за счет чего они дешевле?

– Всю одежду, обувь и аксессуары мы берем напрямую у компаний, представляющих модные бренды в Украине. Есть несколько причин, почему мы можем давать большие скидки. Прежде всего, бизнес-модель шопинг-клуба позволяет обходиться без аренды дорогостоящих площадей в центре города, больших складских помещений и значительных оборотных средств, что, безусловно, влияет на конечную цену предлагаемых вещей.

Мы проводим акции, связанные с конкретным брендом. Они ограничены во времени и представляют оригинальный товар для всей Украины, поэтому брендам выгодно давать нам минимальные цены. Мы не конкуренты модным маркам, а дополнительный канал дистрибуции. По сути, мы пре-доставляем аутсорсинговые услуги по реализации товара, имея доступ к потенциальным клиентам бренда по территории всей Украины.

По сути, наш ассортимент, ничем не отличается от ассортимента украинских бутиков. Сейчас мы ведем работу с брендами, которые пока не продаются в Украине, и в дальнейшем, по мере развития проекта, планируем использовать свою площадку для дистрибуции свежих коллекций и уникальных для Украины брендов. 

 В Украине понятие шопинг-клуб новое, кто сегодня работает на этом рынке?

– Да, это новый бизнес, и пока модель шопинг-клубов в Украине не получила широкого распространения. Около года на рынке работает шопинг-клуб Престиж. Наш Le Boutique официально открылся 1 сентября. Хотя тестовые продажи мы начали в августе, и за месяц у нас зарегистрировалось более 10 000 членов клуба. Уже на этапе тестовой работы мы продавали до 300 единиц товара в день, что является очень хорошим показателем. Думаю, многие украинские потребители знакомы с российским шопинг-клубом KupiVip.ru, поэтому есть категория покупателей, быстро оценивших удобство работы с нами.

Сейчас на рынок Украины вышел еще один шопинг-клуб, предлагающий клиентам сервис, сравнимый с тем, что предлагается нами. Мы рады здоровой конкуренции и приветствуем идеи, которые нацелены на развитие электронной коммерции в Украине. Уверен, что будущее розничной торговли во многом именно за этим сектором. Например, при численности интернет-пользователей в Германии около 50 миллионах человек, рынок дистанционных продаж в этой стране составляет 30 млрд. евро в год, из них 18 млрд. евро приходятся на онлайн. Мы уверены, что в ближайшие 5–7 лет бумажные каталоги перестанут существовать и рынок дистанционной торговли полностью сосредоточится вокруг онлайн-игроков. 

- А на какого потребителя ориентирована Ваша компания?

– На Киев приходится примерно треть покупателей, а 70%  – это регионы. Удивительно, но уже сегодня значительная часть наших клинетов приходит из небольших городов и даже районных центров. Причем, они зачастую делают более дорогие покупки, чем жители столицы. Это говорит о том, что за последние годы культура потребления модной одежды в Украине значительно выросла, и в регионах существует явный дефицит качественных модных брендов.

В числе наших клиентов не только девушки и женщины, на которых мы, конечно, в первую очередь делаем ставку, но и мужчины. Примерно 25% аудитории – это мужчины. И мы думаем, что их доля будет расти, т.к. наш формат оптимально подходит тем, кто хочет модно одеваться, но не желает тратитьдля этого долгие часы в походах по торговым центрам. 

- Существуют ли ограничения на число выставленных на продажу экземпляров? То есть, возможно ли что при выставлении от потенциального покупателя запроса на покупку, он получит в ответ отказ на основании того, что все уже распродано?

– Вещи предлагаются в ограниченом количестве. Их получит тот, кто первый оформил заказ на сайте магазина. Технические возможности сайта и полностью автоматизированная система работы со складом позволяют избежать ситуации, когда несколько клиентов одновременно претендуют на одну вещь. Купленная вещь мгновенно становится недоступной для запросов покупателей. 

- Чем обеспечивается безопасность дистанционных расчетов за купленный товар?

– Мы сертифицированы по системе SSL шифрования данных, что обеспечивает защиту конфиденциальной информации наших клиентов посредством их шифрования при передаче. Также мы являемся сертифицированным участником системы электронных платежей
VISA/MasterCard.

- Шопинг-клубы получили широкое распространение в развитых странах, насколько этот бизнес перспективен в относительно небогатой Украине?

– Этот бизнес как эксперимент начали французы семь лет назад. Сегодня у компании-первопроходца Vente Privee 8 миллионов членов и рыночная стоимость, исчисляемая $3–4 млрд.

За французами открыли шопинг-клубы немцы – Brands4friends, американцы – Gilt и многие другие. Два года назад успешный пример французов подвиг молодого бизнесмена Оскара Хартмана открыть шопинг-клуб в России. За это время KupiVip.ru выросла до 2,8 млн. членов и годового оборота в $30 млн. В 2010 г. компания планирует продать модной одежды и акссесуаров на $100 млн.

Начиная проект Le Boutique, мы очень хорошо изучили опыт россиян, у которых рынок модной одежды и условия работы схожи с нашими. В нашей команде есть люди, которые создавали шопинг-клуб Brands4friends в Германии. Мы строим стратегию развития с учетом успехов и ошибок наших соседей.

  В наших планах – занять ведущее место на рынке дистанционных продаж одежды в Украине. Мы рассчитываем значительно увеличить аудиторию пользователей и представить украинским покупателям свыше 100 мировых
брендов. 

По материалам /